Западные черкесы в русских документах XVI в. мы находим сведения (к сожалению, очень немногочисленные) о западночеркесских племенах жанеевцев, бесленеевцев и др. Эти документы дают представление главным образом о политической жизни западных' черкесов, «в частности об их взаимоотношениях с Русским государством, Крымом а Турцией. Однако на основании ?тих данных можно сделать некоторые выводы и по другим вопросам истории западных черкесов (расселение, торговые связи и др.). К числу источников, упоминающих о западных черкесах, относятся, прежде всего, русские летописи», а также документы дипломатической переписки: наказы русским послам в Литву и другие государства, письма русских послов царю и др.. Сведения русских документов, как правило, точны и достоверны, но интересующих нас проблем они касаются мало.
Некоторые очень отрывочные данные мы находим в грузинских летописях.
О расселении, религии и языке западных черкесов писал барон Сигизмунд Герберштейн, австриец по происхождению, находившийся в России в 1517 и 1525 годах.
По тем же вопросам имеются сведения в работе польского ученого Матвея Меховского. В России МеховСкий не был. Первое издание его книги имело место в 1517 году. Сообщении Герберштейна и Меховского очень кратки, но тем не менее они заслуживают доверия и подтверждаются другими источниками, как одновременными, так и более ранними и более поздними.
О политической и культурной жизни черкесов и «черкесов-шетигарцев» пишет М. Броневский, польский дворянин, посланный Стефаном Баторием к крымскому хану в 1578 году. Брошевский жил в Крыму девять месяцев и обстоятельно записал то* что видел и слышал. Наиболее достоверными следует считать сведения о западных черкесах, с которыми Броневский непосредственно сталкивался. О черкесах же «лятигорцах», т. е. кабардинцах, Броневский знал лишь понаслышке.
Источник