"В старину черкесы всегда отдавали своих детей на воспитание, причем отдающая семья в то же время сама брала чужих детей... Порядок отдачи детей на воспитание, совершенно аналогичный черкесскому аталычеству и совпадающий даже в деталях, мы находим в прошлом скандинавских народов, а равно у древнего населения Англии – кельтов Ирландии и Уэльса и гойделов Шотландии. Отдача детей на воспитание была в прошлом весьма широко распространена у названных народов и имела крупнейшее общественное значение. Примеры и отголоски этого порядка изобилуют в скандинавском эпосе. " [М.О.Косвен, "Аталычество" ,Журнал «Советская этнография», 1935 год]
"Отдача детей на воспитание держалась в Ирландии, в особенности в среде господствующего класса, еще в середине 18 века. В Шотландии этот порядок сохранялся еще позже, до конца 18 века. Общность системы forestage у шотландцев и черкесов, схожесть социальных устоев настолько явственна, что породила идентичные описания. У. Поппер, характеризуя систему приемного родства у черкесских мамлюков 15 века, буквально вторит М. О. Косвену: "Чувство племенного родства было сильно развито среди них и они практиковали тип приемного родства принесением клятвы братства. Дети при рождении передавались посторонним, чтобы те воспитывали и защищали их как родных детей: приемные родители пользовались огромным уважением, а сводные братья были очень верны друг другу". [С.Хотко, "Цивилизация Кабарды".]
Этимологизируем термин аталык с помощью черкесского языка.
Атэ, ятэ - на черкесском отец. Данные термин имеет очень широкое распространение по всей Евразии. Корея - пракорейск. *ata. (отец) . Ирландия - пракельтс. *aite (отец, воспитатель). Германия, прагерманском *atten (отец). Греция , *???? (отец).Аналогично и в латинском ,готском и других языках.
Далее , вторая часть термина ,частица "-лык", так же имеет адыгскую этимологию. Лык от адыг. ЛIыкIу - посредник, представитель. Таким образом казалось бы тюркский термин "аталык" ,обретает смысловое значение в адыгском языке - представитель отца, отец - посредник.
Сам обычай ,как мы видим, не имел распространения среди тюркских народов, за исключением тех немногих что жили непосредственно в Черкессии ,либо рядом с ней, а значит находившихся под сильнейшим культурным влиянием адыгов.
Источник