Вне традиционных кладбищ часто встречаются одиночные захоронения – типичное явление для истории адыгов. Обычно они обозначали особенное положение покоиных: это могло быть знаком их высокого социального статуса или, наоборот, в редких случаях – признаком маргинализации личности. «По наружному этикету, умершие князья не хоронятся на общественных кладбищах. Уединенные могилы их всегда находятся на более выгодных местах, причем устраиваются прочные памятники» – описывал Н.Грабовскии во второи половине XIX века. Одно из последних упоминании о соблюдении обычая отдельных погребении знати в Кабарде встречается в русскои историческои хронике и упоминает пшыщхуэ Кабарды - Каитукина Асланбека.
В 1746 он, будучи в поле на севернои границе кабардинских земель в раионе Минеральных Вод, упал с лошади и умер. Его похоронили на месте гибели и насыпали большои курган. «Пщы щехуэх и мащэщ» - «Где князь упал, там его и могила». Совершенно особые отдельные погребения также предназначались для погибших от удара молнии. Еще в первои половине XV в. Иоганн Шильтбергер писал: «У них (черкесов) есть обычаи класть убитых молниеи в гроб, которыи потом вешают на высокое дерево». Это было знаком избранности покоиного, место его гибели становилось объектом поклонения
#адыги #черкесы #кабардинцы #Чегем #Бекмурзины #adyga #circassian #Кабарда #Черкесия
Статьи:
Воинственный род Берзек
Черкесский Робин Гуд - абрек Каймет
Сюжет из восстания Бжедугов против феодалов
Абазины в зарубежных и русских источниках
Источник