Противотанковые пружины » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

Противотанковые пружины 11:18 Четверг 0 635
11-06-2020, 11:18

Противотанковые пружины


Несмотря на обилие “традиционных” средств сокращения популяции людей, пытливые умы, связанные с разработкой оружия, постоянно подкидывают новые и, порой, весьма оригинальные идеи. Некоторые так и остаются проектами на бумаге, некоторые строят в единичных экземплярах, а потом стараются забыть, как страшный сон… Некоторые же идут в серию и направляются затем в войска. Даже если принцип их работы заставляет глаз нервно дёргаться.

Статья познакомит с одним из создателей весьма неординарного оружия и некоторыми его детищами, побывавшими на полях сражений Второй Мировой.

Создатель

9-ого января 1899-ого в графстве Суррей родился Миллис Роуланд Джефферис. Отучившись в школе, Миллис поступает в Королевскую Военную Академию в Вулвиче. 6-ого июня 1918-ого его переводят в Школу Военных Инженеров в Чэтэме, закончив которую он попадает в Первый Полевой Эскадрон Королевских Инженеров.

Противотанковые пружины

На поля Первой Мировой наш герой не успел, однако в 1920-ом году его направляют в Индию в качестве офицера Королевы Собственных Мадрасских Сапёров и Минеров. До 1923-его года Миллис руководит прокладкой дорог и постройкой мостов, затем возвращается в Великобританию и поступает в Кэмбридж. Но в 1925-ом что-то пошло не так, Миллис возвращается в Индию, где продолжает мотаться по отрядам инженеров и гарнизонам, строя мосты и прокладывая дороги аж до 1936-ого года. После он воссоединяется с Первым Полевым Эскадроном и занимается административной работой, выпавшей на период механизации подразделения.

В это время, видимо, Миллис слегка заскучал - в его голове рождаются идеи различных взрывных устройств для вооружения диверсионных групп. Например, в 1938-ом году он разрабатывает идею “липкой” противотанковой гранаты, которую, к слову, в годы войны приняли на вооружение британской армии и пустили в серию.

Однако, в 1940-ом году ему выпадает шанс попробовать себя далеко не в созидательной роли: Миллиса направляют в Норвегию с задачей вывести из строя Западную железную дорогу. Несмотря на явное нежелание норвежцев прощаться с железной дорогой, а также на наличие наседающих немцев, майор Джефферис с полученной задачей справился, выведя из строя два моста. Доклад о своих действиях он представил Уинстону Черчиллю лично, произведя на премьер-министра весьма положительное впечатление. Вскоре Миллиса, как человека, разбирающегося во взрывчатке и обладающего инженерными навыками, направляют в Управление Специальных Операций, где он создаёт собственное подразделение, занимающееся разработкой новых видов вооружений. По факту, подразделение, получившее обозначение MD1, подчинялось Министерству обороны и курировалось непосредственно Черчиллем, за что и получило прозвище “Магазин игрушек Уинстона Черчилля” (Winston Churchill’s Toyshop)...

Бомбарда для Хоум-Гарда

Как многие помнят, в 1940-ом году случилась такая неприятность, как поражение Франции и эвакуация Британского Экспедиционного Корпуса с материка. В процессе последнего британцы вынуждены были побросать всё тяжелое вооружение, стараясь максимально выводить его из строя. То есть, на момент середины лета в Британской армии, находящейся на Островах, противотанковых орудий было по пальцам перечесть. Военным, всерьёз опасавшимся немецкого вторжения, требовалось оружие, способное бороться с бронетехникой, в большом количестве и прямо сейчас!

Над списком разной степени оригинальности разработок, увидевших свет в этот период, можно сидеть долго, но сейчас нас интересует идея подполковника Стюарта Блэкера, которую он радостно принёс в MD1. Заключалась она в том, что метнуть гранату с большим количеством взрывчатки во вражеский танк можно с помощью пружины - таким образом не потребуется специально выделять заряды для создания нового боеприпаса к новому оружию. Джефферису идея понравилась и он взял её в работу. Вскоре “бомбарду Блэкера” изготовили в металле и представили на испытаниях Черчиллю.

[img]"[/img]

“Бомбарда” могла метнуть гранату с ударным взрывателем, снаряженную 20 фунтами взрывчатки, на дистанцию 100 метров. При попадании в танк, взрыв мог порвать гусеницу или нанести внешние повреждения - о пробитии брони речи не шло. Более того, “бомбарда” имела посредственную точность, а для нормального обслуживания ей требовался расчёт из пяти человек. Тем не менее, Черчилль дал добро на развёртывание производства и принятие на вооружение.

Изначально “бомбарда” шла в качестве штатного противотанкового средства в части “Хоум-Гарда”, которые невозможно было укомплектовать 2-х фунтовыми орудиями. Поступало две модификации: передвижная, устанавливаемая на станок, который перед стрельбой нужно было пригвоздить к земле колышками, и стационарная, устанавливаемая на массивном бетонном основании (после войны их почти не демонтировали, на текущий момент в Британии насчитывается почти 500 штук). Также были попытки передать “бомбарды” в действующую армию, где всеми правдами и неправдами от них старались быстрее избавиться ввиду их бесполезности в реальном бою - был даже случай, когда “бомбарду” пытались выменять на ящик “томпсонов”.

Тем не менее, несмотря на свою сомнительную роль в качестве противотанкового оружия, “бомбарда” стала прекрасным средством укрепления связей между армией и народом в лице “Хоум-Гарда” - ополченцы, наконец, получили настоящее по их мнению оружие. Она же дала Джефферису прекрасное поле для дальнейшей деятельности.

PIAT

Главная проблема “бомбарды Блэкера” с зточки зрения борьбы с танками заключалась в боеприпасе - по сути, это была фугасная граната. Как уже было сказано выше, для пробития танковой брони она не подходила от слова “совсем”. Другим недостатком была низкая мобильность.

Проведя серию работ на “бомбардой”, Джефферис создал уменьшенный вариант, получивший название “Плечевое орудие Джеффериса” (Jefferis Shoulder Gun). Теперь для стрельбы не требовалось специально оборудовать огневую позицию, для обслуживания вполне хватало одного-двух человек. В качестве боеприпаса использовалась граната, выполненная в габаритах миномётной мины, заметно легче и компактнее той, что использовала “бомбарда”. Но, самое главное, граната была кумулятивной.

[img]"[/img]

В 1942-ом году Джефферис провёл испытания прототипа в Школе Огневой Подготовки в Бисли. При стрельбах удалось добиться пробития всех мишеней, представлявших собой листы брони. После небольших доработок пружинный гранатомёт, получивший обозначение PIAT (Projector, Infantry, Anti-Tank), поступает на вооружение Британской Армии (массовое производство началось в августе 1942-ого года).

PIAT мог метнуть гранату на 350 метров, эффективная дальность, при этом, составляла 100 метров. Сама же граната пробивала 100 мм брони, что было более чем достаточно для борьбы с большинством немецких и итальянских танков того периода. На первый взгляд, всё выглядит весьма неплохо…

...но взвод пружины превращался в крайне увлекательное занятие, особенно, в бою и, особенно, для солдат, не отличающихся атлетическим телосложением. Чтобы приготовить PIAT к выстрелу нужно было упереть его в землю, встать ногами на плечевой упор, провернуть оружие, потянуть вверх до тех пор, пока взведённая пружина не зацепится за спусковой крючок, затем вернуть оружие в исходное положение (обратно PIAT шёл уже свободно), провернуть в обратно направлении - только после этого можно было заряжать гранату и стрелять. Взвод PIAT’а из положения “лёжа” был возможен — для этого нужно было оттягивать плечевой упор ногами, но в тесных укрытиях, а уж тем более под огнём противника, подобные "физические упражнения" были весьма затруднительными.

Добавим к этому то, что при плохом упоре стрелок мог травмировать себя при выстреле (при спуске пружины отдача буквально уходила в руки стрелка), а гранаты первых серий отличались плохими взрывателями, дававшими уйму осечек.

При этом, PIAT понравился в войсках!

В первую очередь, британская пехота наконец-то получила полноценное противотанковое оружие, способное бороться с современной на тот момент вражеской техникой. Эффективной дальности стрельбы хватало для использования в реальном бою. Использование пружины в качестве средства запуска гранаты позволяло вести огонь из замкнутых помещений в отличие от реактивных гранатомётов. В дополнение к этому выстрел из PIAT’а не демаскировал позицию стрелка: о том, что граната запущена сообщал только звук спуска пружины, который не всегда можно было опознать в условиях боя.

[img]"[/img]

Совершенно неудивительно, что PIAT продержался на вооружении Британской Армии до начала 50-х, уступив место реактивному гранатомёту M20 “Super-bazooka” - сказалась небольшая эффективная дальность стрельбы и ставшая недостаточной бронепробиваемость.

"Hedgehog"

Параллельно с созданием противотанкового оружия Джефферис вёл адаптацию пружинной мортиры для Королевского ВМФ, взяв за основу “бомбарду Блэкера”. В это время во всю шла Битва за Атлантику, Союзникам срочно требовалось эффективное оружие против подводных лодок, которым можно было массово оснащать корабли эскорта.

Плодом работы стал противолодочный бомбомёт “Hedgehog”, "Ёж", устанавливаемый на эсминцы и корветы, сопровождающие атлантические конвои. Бомбомёт запускал по направлению движения корабля 24 бомбы калибром 180 мм с 36 фунтами TNT, снабженные ударным взрывателем, срабатывающим от контакта с твёрдой поверхностью. То есть, в отличие от глубинных бомб, взрывающихся на определённой глубине, для детонации бомбе “Ежа” требовалось попасть непосредственно в лодку.

Использование “Ежа” в Королевском ВМФ началось в 1942-ом году, также бомбомёт поставлялся в военно-морские флоты США и СССР (вместе с кораблями, переданными по "ленд-лизу"). В ходе эксплуатации “Еж” показал высокую эффективность в борьбе с подводными лодками. При послевоенном подсчёте было установлено, что на 268 атак с использованием бомбомёта британским ВМФ приходится 47 потопленных субмарин против 5174 атак с использованием обычных глубинных бомб и 85 потопленных ими субмарин (5.7 к 1 против 60,8 к 1). Для уничтожения подводной лодки хватало 1-2 попаданий, а если все заряды залпа проходили мимо, то с целью не пропадал акустический контакт, как это происходило при серии взрывов глубинных бомб. Из недостатков отмечалось ограниченность использования по глубине (до 120 метров) и отсутствие психологического воздействия на экипаж, как при атаке обычными глубинными бомбами.

[img]"[/img]

Помимо использования по назначению, во время высадки в Нормандии “Ежи”, заряженные бомбами с доработанными взрывателями, были установлены на несколько десантных судов LCA - залпами с них были сделаны проходы шириной в 100 ярдов в заграждениях из колючей проволоки и мин. Австралийцы же создали на его основе семизарядный бомбомёт для наземного применения, который можно было установить на танк “Matilda”.

В годы Холодной Войны “Ёж” постепенно покинул арсеналы Западных флотов, уступив место управляемым торпедам и противолодочным ракетным системам, например, ASROC (точную дату снятие с вооружения установить проблематично). В то же время, в 1949-ом году в СССР была создана копия бомбомёта, МБУ-200, на замену которой в дальнейшем пришёл реактивный РБУ-6000.

"Petard"

Участвуя в боевых действиях, “родной” корпус Джеффериса, Королевские Инженеры, столкнулся с рядом задач, решение которых явно требовало новых технических средств, будь то подготовка переправ, проделывание проходов в заграждениях, уничтожение препятствий или разрушение укреплённых объектов. В качестве универсальной базы подошёл пехотный танк “Черчилль”, получивший обозначение AVRE (Armoured (Assault) Vehicle Royal Engineers) - имея толстую броню, он прекрасно подходил для выполнения обозначенных функций под огнём противника. AVRE-мостоукладчик наводил переправы. Или сам становился основой для моста. AVRE с подрывными зарядами разрушал здания или стены. AVRE с бобиной полотна создавал проходимую для транспорта дорогу поверх песка или другого вязкого грунта.

Что же делать с огневыми точками?

В 1943-ем году с нескольких “Черчиллей” были сняты 6-ти фунтовые орудия, и их место заняло очередное детище Джеффериса - Mortar, Recoiling, Spigot, 290 mm, MkI или же "Petard". Из названия следует, что танк снабдили пружинным орудием, запускавшим 290мм снаряд, снабжённый 40 фунтами взрывчатки - этого более чем хватало для уничтожения и нанесения повреждений укреплённым объектам. Сила сжатия пружины позволяла произвести прицельный выстрел на дистанцию всего 80 метров, но броня танка позволяла ему подойти на необходимое расстояние.

[img]"[/img]

Интересное начиналось, когда требовалось “мортиру” перезарядить. Во-первых, передвижение с заряженой мортирой было запрещено техникой безопасности - размещать снаряд в стволе нужно было непосредственно перед выстрелом. Во-вторых, “мортиру” зарядить можно было, только открыв люк стрелка-радиста. Орудие необходимо было направить вперёд, затем ствол проворачивался до вертикального положения, затем через открытый лючок в нём размещался снаряд, ствол возвращался в исходное положение, можно было производить выстрел.

“Мортира” показала неплохие результаты, исходя из опыта применения AVRE в Европе. Орудие прекрасно справлялось с огневыми точками, а если его оказывалось недостаточно - на танке имелся возимый запас взрывчатки и дополнительный член экипажа, подрывник. Выстрелом “мортиры” выводилась из строя амбразура, а само укрепление “добивали” подрывными зарядами.

После Войны, однако, “мортира” была заменена 165 мм орудием L9, имевшим большую эффективную дальность стрельбы и более совершенный боеприпас.

Небольшое резюме

Несмотря на свою неординарность, созданные Джефферисом пружинные орудия оказались не только своевременным пополнением арсенала вооруженных сил, но и эффективным оружием, способным решать разнообразные задачи, подвергаясь минимальным переделкам. По сути, PIAT, "Ёж" и "Петарда" были одним и тем же устройством, отличающиеся боеприпасом и областями применения (которые, в некоторых случаях, пересекались). И если закрыть глаза на традиционный британский консерватизм, в том числе, и в вопросах вооружения, все три орудия оставались на вооружении ровно до тех пор, пока не создавалось нечто объективно более совершенное и эффективное.

---

И пара слов напоследок и самом создателе:

В 1944 году Милли Джефферис удостоился рыцарского титула. После Войны, в 1945 году, стал заместителем Главного Инженера Индии и Главным Инженером Пакистана. Вернувшись в Великобританию, был назначен Главным Суперинтендантом Военно-Инженерного Экспериментального Учреждения (Military Engineering Experimental Establishment). 24 мая 1951 года назначен Адъютантом Короля и сохранял этот пост до выхода в отставку 18 августа 1953 года, успев принять участие в похоронах Джорджа VII и коронации Елизаветы II. Умер 5 сентября 1963 года.

Автор - Александр Петровичев

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2

Источник


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив