Роман шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» экранизировали много раз режиссеры разных стран. Каждая версия имеет своих поклонников, но, как на мой вкус, ни одна из них не смогла превзойти мультфильм.
Хотя с мультипликационной версией тоже не все однозначно. Дело в том, что у нее есть два варианта: оригинальный полнометражный 106-минутный, снятый Давидом Черкасским в 1988 году с музыкальными вставками в исполнении музыкального коллектива «Гротеск», и без них. Так вот, одну категорию зрителей эти песенные номера с живыми актерами раздражают, другую же наоборот приводят в полный восторг.
Создатель произведения пояснил, зачем он снял подобное комбо. Оказывается, причиной всему были сжатые сроки. На создание мульт-версии «Острова сокровищ» Черкасскому и его команде выделили всего два года – очень маленький срок для почти 2-часового фильма. В 80-е, когда о компьютерной графике в СССР еще не слышали, все анимационные картины вырисовывались вручную. Несмотря на то что над «Островом» трудились две команды мультипликаторов, нарисовать многочисленных персонажей они катастрофически не успевали. А это было чревато лишением премии всего коллектива. Поэтому Давид Янович и решился на подобный трюк, чтобы заполнить требуемый хронометраж, ведь съемки с живыми актерами происходили в разы быстрее.
Поэтому противникам полной версии следует направить свои претензии не режиссеру, а руководству Центрального телевидения, по чьему заказу был снят «Остров сокровищ».
Однако полностью анимационная версия фильма существует. Урезанная почти на полчаса, переведенная и заново озвученная – в таком виде она была продана в Соединенные Штаты. Надо сказать, что из-за всех этих манипуляций картина лишилась не только большей части комичных моментов, но и оригинальных голосов персонажей. Я считаю, что лучше Армена Джигарханяня озвучить Сильвера никто не способен в принципе.
Возвращаясь к оригиналу, хочется воздать должное Давиду Черкасскому – он снял гениальный для своего времени мультфильм, сумев при полном сохранении сюжета из мрачного произведения сотворить уморительную комедию с элементами пародии на популярные советские и зарубежные кинокартины.
По словам режиссера, он с коллегами пытался создать современный продукт, взяв за основу роман и сдобрив его всем, что было актуально и востребовано в те годы, и чтобы при этом было весело и с огоньком.