
III. Союз 1557 года. После присоединения Казанского и Астраханского ханства Россия выдвинулась на роль государств, решавших судьбу Кавказа[1], освобождение Таманского полуострова черкесскими воинами под командованием князя Сибоко, при поддержке русских пушек, захват крепости Ислам-Кермень князем Вишневецким, не могли не оказать сильного влияния на современников. После захвата крепостей ориентирные на Крым ногайские улусы отказались от покровительства крымского хана. Бии ногаев поехали в Москву коллективное посольство. Оно было принято царем 9 декабря 1556 г.[2] В следующем 1557 г. Москва добилась еще одного крупного политического успеха: великий князь Ногайской Орды Исмаил отказался от вассальной зависимости русского царя: они подписали союзный договор на равноправных началах.[3]
В период завоевания Астрахани Иваном Грозным астраханская конница была отвлечена на выступления черкесов 1553-1554 гг. Черкесы так же участвовали в военных действиях под Астраханью в 1556 году.[4] В 1557 г. от имени князя Кабарды Темрюко Идарова было послано новое посольство в Москву во главе с бесленеевскими князем Канлычем Кануквым. Новое кабардинское посольство к Ивану IV было связано со сменой как раз-таки в 1554 г. князя Кабарды, в связи с чем договор 1552 г. терял силу. Новым князем был избран на Хасэ - Темрюко Идаров. Посольство нового князя Кабарды прибыло в июле 1557 года. Шора Ногмов отмечал, что «князь Темрюк с некоторыми кабардинскими князьями дал присягу».[5] Посольство 1557 г. заключило союз от имени князя Темрюко на тех же условиях, на каких был заключен союз царя с черкесскими князьями в 1552 г. и в 1555 г. Русский царь строго приказывал помогать кабардинским князьям, как против Крымского ханства так и внутренних врагов. В этот раз в качестве политического «заложника» был отправлен в октябре 1558 г. в Москву в сопровождении своего старшего брата князя Булгеруко приехал 18-летний князь Салтан – младший сын «пщышхуэ» Кабарды Темрюко Идарова. Салтан в крещении получил имя Михаил.
Территория Кабарды граничила с феодальными владениями Дагестана и Грузии. Кабарда в середине XVI века за счет могущественного в регионе военного потенциала господствовала в Центральном Предкавказье. Хан-Гирей писал, что «все северные области Кавказа ужасались оружия кабардинцев»[6]. Кабарда в данный период доминировала в кабардино-дагестанских и кабардино-грузинских. Это демонстрировалось как военно-политическими союзами кабардинских князей с феодальными владениями Дагестана, так и их отношениями с грузинскими царями. Существование тесных политических и союзнических взаимодействий между Восточной Грузией и Кабардой и даже координирование внешней политики, подтверждается и тем, что в 1557 г. посольство во главе с князем Канклычем было уполномочено представить и интересы Иверии: «Посол говорил только государь их пожалуют, как пожаловал жаженских князей ( жанеевские князья особо выделялись, потому, что им было предоставлено огнестрельное оружие Иваном Грозным ) и поможет на недругов, то князь грузинский и вся земля Грузинская будет также бить челом государю в службу, потому что грузинский князь в союзе с кабардинскими князьями»[7]. Совместные дипломатические шаги грузины и черкесы предпринимали и в последующие десятилетия.
«Опьяненный победой над Казанью, - пишет А.Л. Хорошкевич, - царь решил проводить политику экспансии и по отношению к Ливонии. Ее захват сулил свободу экономических отношений с другими европейскими странами, перевес над Сигизмундом Августом». 22 января 1558 года войска русского царя вступили в Ливонию. Борьба с Крымским ханством во внешней политике России отошла на второй план, хотя царь всячески пытался демонстрировать активность в крымском направлении. В феврале 1558 года и в марте 1559 года Иван Грозный вел переговоры с польским королем и великим князем литовским Сигизмундом II об антикрымском союзе. В 1558 – 1559 гг. московское правительство было вынуждено против татар сосредоточить огромные силы, оно объявило о начале широкомасштабной подготовки похода на Крым.[8] По идеям Ивана IV должны были развернуться крупномасштабные военные действия с трех сторон – со стороны Днепра, Дона и Черкесии. Начальниками походов были назначены – Адашев, Вишневецкий, Воротынский. Однако слова о решительности русского давления на Крым оказались фикцией. Силы, выделенные Иоанном на ведение боевых действий, явно были недостаточны. В действительности он пытался прикрыть свои действия и примериться с ханом Девлет-Гиреем. Заключение антикрымского союза было звеном в сложном политико-дипломатическом комбинировании царя Иоанна, подчинённого его скрытым внешнеполитическим целям.
Противоречия в отношениях Ивана IV c черкескими князьями можно проанализировать и прийти к выводу, что с одной стороны, царь передает в Кабарду князю Темрюку через Князя Канклыча, покинувшего Москву в январе 1558 г. предложение выступить на помощь князю Вишневецкому. В то же время жанеевский князь Сибоко и бесленеевский князь Машуко покинули намечавшийся театр боевых действий в Западной Черкесии и прибыли в Москву. Князь Сибоко по традиции принял крещение под именем Василий, бесленеевский князь Машуко – с именем Иван.[9] Они были отправлены с отрядами черкесской конницы в Ливонию. Причины, по которым союзники Ивана IV по борьбе с Крымом, покинули Черкесию и отправились в поход в долгожданный для них момент в Ливонию нигде не оговариваются. Оказывается очевидным, что они были вынуждены выполнять требования заключенных договоров с Москвой. В феврале 1559 г. окольничий Д. Ф. Адашев, младший брат Алексея Адашева, совершил поход на лодках по Днепру к Очакову. Восьмитысячный отряд Адашева взял вблизи Очакова два турецких корабля, высадившись на северном берегу Крыма, русские войска разорили крымские земли, нанесли серьезный ущерб татарам и туркам, освободили большое число татар и турок. В 1559 году стоявший во главе объединённого войска князь Вишневецкий провел атаки на крепости: Азов, Тамань и Керчь. Впервые форпост Османской империи крепость Азов важнейший передовой пункт на дороге, связывавшей Азов через Астрахань с Туркестаном, подвергся опасности. Атака на Азов и другие причерноморские порты, через которые шел импорт продовольствия, поставила под большую угрозу продовольственное снабжение Стамбула. Действия русско-адыгской армии привели к продовольственному дефициту в самом Азове и в Большой Ногайской орде.[10]
В сентябре 1559 года в Москву был отправлено новое дипломатическое посольство во главе с Ичюрюкмырзой с просьбой, чтобы в Черкесию в качестве ее государя был направлен русский князь.[11] Царь удовлетворил просьбу и в феврале 1960 года направил Вишневецкого, с которым на протяжении уже многих лет связывала борьба с крымским ханством. Вместе с Дмитрием Вишневецким, в свое отечество были отправлены князья – жанеевский Сибоко и бесленеевский Машуко. Им было приказано вести военные действия против крымского ханства. О дальнейших действиях Вишневецкого не сохранилось сведений в русских источниках, но сохранились предания, опубликованные Хан-Гиреем которые подтверждаются документами турецких архивов.
Осенью и зимой 1559-1560 гг. бои между войсками русско-черкесско-казачьей и османо-крымской коалиций не прекращались. В Ноябре 1559 года оккупированные турками территории на Тамани и г. Кафа оказались охваченными восстанием местного черкесского населения. Хан-Гирей писал, что жанеевцы «вели долгое время кровавую войну с крымскими татарами»[12]. В султанском послании крымскому хану отмечалось, что эти выступления черкесов были подавлены. В плен были взяты главные черкесские военачальники, прежде чем им удалось скрыться вглубь Черкесии или в Московии. В одном из таких сражений были убиты два сына владетельного князя Жане, имя одного из них было названо в турецких документах – Кансаук. Сообщалось что их головы, как и головы русских офицеров доставлены в Стамбул. В этих боевых действия принимали участие княжеские дружины со всей Черкесии – Кабарды. Князь Темрюко лично командовал во главе кабардинской конницы в походе на Крым. Весной 1560 года, после возвращения в Черкесию, Князь Вишневецкий подготовил крупное выступление в Крым. В связи с этим Турецкое командование предприняло ряд мер: провело массовую мобилизацию, обратилась к вооруженным силам своих вассалов, в Причерноморье была отправлена дополнительная эскадра. Именно последнее событие привело к поражению Вишневецкого под Азовом, турецкие корабли под командованием бея Кафы сделали свое дело.
Князь Д. Вишневецкий после полутора лет прибывания в Черкесии был отозван из страны осенью 1961 года.[13] Костомаров видел причину отзыва князя Вишневецкого из Черкесии в его слишком активных действиях против Крымского ханства: «его широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края московской державе разбились об ограниченное упрямство Ивана Грозного»[14]. И.Б. Греков считал князя Вишневецкого оружием в руках влиятельных правителей: польского короля, русского царя и литовского князя. Орудием в руках Ивана Грозного оказались и черкесские князья. Переориентация Ивана Грозного на мир с крымским ханом аннулировала де факто договоры 1552,1555, 1557 гг.[15]
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
[1] Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный. 1998. С. 15.
[2] Хорошкевич А.Л. Указ. Соч. С. 190.
[3] Ахмадов. Я. З. Указ. Соч. С. 19.
[4] Там же. С. 17.
[5] Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа по преданиям Кабардинцев. Нальчик. 1994. С. 122.
[6] Хан-Гирей. Записки о Черкесии. С. 150.
[7] Соловьев С.М. Указ. Соч. Кн. III. Т. С. 476.
[8] Хорошкевич А. Л. Указ. Соч. С. 182.
[9] ПСРЛ. Т. XIII. СПБ. 1994. С. 284.
[10] Лемерсье-Келькеже Ш. Франко-русские экономические связи. М. 1970. С. 54-55.
[11] ПСРЛ.Т.ХII. C. 320.
[12] Хан-Гирей. Указ. Соч. С.161.
[13] Там же . С. 189.
[14] Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей.Кн.I. Вып.II.М.1990 С. 223.
[15] Хотко С. Х. Указ. Соч. С. 351.
Источник












