Историческая память и этническое самосознание адыговов » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Историческая память и этническое самосознание адыговов
Историческая память и этническое самосознание адыговов 09:08 Воскресенье 0 396
9-08-2020, 09:08

Историческая память и этническое самосознание адыговов


Историческая память и этническое самосознание адыговов

В XIX в. адыгам, как и некоторым другим народам Кавказа, было суждено пережить величайшую историческую трагедию - изгнание сотен тысяч человек с родных земель обитания. В результате в Передней Азии и на Ближнем Востоке образовалась обширная адыгская диаспора, этнокультурное и политическое развитие которой протекало уже вне пределов метрополии. С этого времени осознание факта своей территориальной разделенности, проживание «за морем» значительной части оказавшихся там не по своей воле соотечественников становится весьма важным и эмоционально переживаемым элементом исторической памяти и этнического самосознания адыгов.

Царское стремилось контакты между правительство минимизировать расщепленными частями адыгского этноса, однако полностью достичь этих целей не удалось. В эмиграции находились ближайшие родственники, осознание кровной связи с которыми еще не было утеряно. Поэтому стремление повидаться с оказавшимися за рубежом близкими было важной чертой общественных настроений.

По существовавшим в тот период административным правилам, ни один из жителей адыгских селений не имел права отлучаться за пределы общества на сколько-нибудь длительное время, не получив на то разрешение своих односельчан. Последнее обычно давалось на сходе, который был обязан удовлетворять разнообразные просьбы общинников во всех случаях, когда «по общему закону или вследствие частных распоряжений правительства требуется на что-либо согласие или разрешение аульного общества». Поездка для свидания с родственниками относилась к этой категории. Поэтому в конце XIX-начале XX вв. сельским сходам довольно часто приходилось давать разрешение на отлучку своих односельчан.

В архивных фондах сохранилось немало соответствующих документов. Так, 11 ноября 1900 г. в сел. Иналово был избран новый эфенди Алескер Кештов, так как прежний - Магомет-Мурза Тукацуков получил разрешение схода и отбыл в Турцию для свидания с родственниками [7. Л. 3]. В течение 1904-1905 гг. десять глав семейств и их домочадцев из сел. Хапцево получили разрешение схода на поездку в Турцию. Путешественники вернулись в родные места лишь спустя шесть лет [12. Л. 1].

Власти всегда с большой подозрительностью относились к контактам с махаджирами, поэтому даже поездка в Турцию для свидания с родственниками уже казалась подозрительной. Соответствующие лица попадали под неусыпное внимание и контроль властей, при этом непосредственное наблюдение вменялось в обязанность сельским старшинам, которые в любой момент обязаны были дать характеристику своим подопечным. Так, после возвращения на родину вышеупомянутых семей из Хапцево сельский старшина доносил начальнику Нальчикского округа, что «ничего предосудительного в их поведении и образе жизни пока не заметно» [12. Л. 1].

Между тем многие желали выехать в Турцию не только для свидания с родственниками, но и в эмиграцию, поэтому ходатайства о поездке часто сопровождались просьбами об исключении из русского подданства.

Эмиграционные настроения были характерны для всего рассматриваемого периода. Так, А. Каровым был выявлен архивный документ, из которого явствует, что в 1861 г. весьма значительная часть сел. Бабуково «пожелала отправиться в Турцию» [3. С. 23-24]. Во второй половине XIX в. в Турцию из Атажукино I и Атажукино II переселились многие семьи из родов Шурдумовых, Шогеновых, Хаповых, Хацуковых, Сабанчиевых, Бирсовых, Жиляевых, Шерховых, Кардановых и других [1. С. 14].

Источник


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 582 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов