Я далеко не тёмный человек, но почему-то всегда был уверен, у лошадей четыре молочных соска, из которых кормится жеребенок, как и у коров.
И для меня оказалось полным удивлением, когда на коневодческой ферме узнал, что … их всего два.
— Как у человека, — рассмеялась Алия, которая как раз готовилась доить лошадей.
Мы стояли в необычном открытом деревянном помещении, примыкающем к загону лошадей — пространство с лавками для бидонов, а между ним и загоном — странный узкий дощатый коридор (через минуту я понял, для чего он).
Лошадей доят не совсем так, как коров. Здесь, как правило, не применяется машинная дойка (все делается вручную), а лошадей выстраивают не задом к доильщику, а боком.
Сначала погонщик загоняет их в небольшой «накопитель» как раз в торце того самого дощатого коридора. А затем доярки покрикивая и постукивая палкой по ограде дают кобылицам команду отправляться по коридору.
Что те и делают, друг за другом заходя в коридор, и останавливаясь в самом конце, т.к. выход их него перекрыт.
Интересно, что они заходит в этот коридор каждый раз в строгой последовательности. Оказывается, среди кобылиц в табуне тоже есть какая-то своя иерархия, и они её чётко придерживаются.
Когда 10 кобыл зашло, доярка закрывает выход за последней, оставляя остальных ждать в накопителе своей очереди.
Именно здесь кобылиц и будут доить по очереди.
Доярки обмывают каждой из них вымя теплой водой.
А затем приступают к процессу доения.
Методика такая же, как и при доении коров — сосок обхватывается двумя пальцами (большим и указательным), и поступательным надавливающим усилием тянется слегка вниз.
Это имитирует сосущее движение жеребенка, и кобылица выпускает струйку молока.
Так, раз за разом и доят.
В отличии от коров, кобыла за один заход дает молока гораздо меньше — литр, максимум два. Кроме того, у каждой кобылицы есть жеребенок, которого она тоже должна прикармливать, поэтому доярки часть молока оставляют в вымени.
Вспомнил свой опыт из детства, когда помогал бабушке в деревне доить корову, подоив нескольких кобылиц. Получилось!
В течении дня каждую кобылу в этом хозяйстве доят 2 раза. Всего здесь 200 кобылиц. В итоге, каждая доярка в день проводит около 4 часов, стоя на коленях, чтобы получить молоко, считай, от 400 лошадей.
Нелегкая работа!
— А почему нельзя доильным аппаратом? — спрашиваю у доярок, — ведь у вас, наверное, колени просто горят.
— Лошади — не коровы. У них от аппарата стресс, а для кумыса плохо, если у кобылы стресс.
Оказывается, из-за стресса кобылица еще и неохотно будет отдавать молоко, поэтому удой будет гораздо хуже.
Ну и есть третий фактор — небольшой размер сосков у многих, в отличии от коров. Поэтому не у каждой элементарно получится закрепить доильный аппарат на вымени.
Ну а после того, как кобыл подоили, им «возвращают» отобранных еще утром жеребят, чтобы те не высасывали у них молоко. Об этой трогательной картине я рассказывал здесь.
Источник