Политолог Сергей Широков. Иллюстрация: novostipmr.com
Понимание того, что Молдавия и Приднестровье — это два разных государства, приходит не только к политикам в Кишиневе, но и к представителям гражданского общества. Такое мнение высказал вечером 9 ноября в эфире Первого Приднестровского телеканала директор бюро политических исследований «Медиатор» Сергей Широков.
По словам эксперта, первый тур президентских выборов, который прошел в Молдавии 1 ноября, продемонстрировал приоритеты, которые озвучили некоторые кандидаты. При этом, отмечает аналитик, закрепившиеся в молдавском обществе унионистские настроения говорят о проблемах с государственностью РМ.
При этом, говорит он, инциденты с участием проевропейских политиков и комбатантов (ветераны войны за территориальную целостность РМ), которые препятствовали свободе передвижения жителей Приднестровья, подтверждают окончательный разрыв между берегами Днестра.
EADaily сообщало, что правоохранительные органы Молдавии возбудили уголовное дело после инцидентов в день голосования (1 ноября) в селе Варница Новоаненского района. В Республике Молдавия Центризбирком открыл 42 участка, где обладающие молдавскими паспортами жители левобережного региона могли реализовать свое право голоса. В день президентских выборов комбатанты блокировали доступ на избирательные участки в селе Варница жителей Приднестровья, перекрыв автомобилями дорогу со стороны границы региона. Всего было задокументировано 13 случаев блокирования проезда к избирательным участкам. Действиями ветеранов руководил депутат партии «Действие и солидарность» Игорь Гросу, лидер которой Майя Санду встретится с Игорем Додоном во втором туре голосования 15 ноября.
В Приднестровье допускают, что в день голосования на втором туре президентских выборов в РМ снова возможна дестабилизация обстановки на границе республики и провокации со стороны радикальных молдавских элементов.
Напомним, 2 сентября ПМР отметила 30-летнюю годовщину своей независимости. Президент республики Вадим Красносельский, выступая на пресс-конференции 28 августа, подчеркнул, «что де-факто Приднестровье создано народом на референдуме и сегодня это — полноценное государство со всеми надлежащими институтами власти, а юридическое признание зависит уже от воли глобальных политических игроков». По его мнению, это станет возможным, «если внешние игроки примут новую политическую реальность» — народ выразил свою волю на референдуме 2006 года, когда 97% высказались за независимость Приднестровья с последующим свободным присоединением к России.