
Новые запреты
Депутат «Единой России» Дмитрий Вяткин внес поправки в закон о митингах, которые обязывают их организаторов уведомлять власти об изменении цели, формы и числа участников акции. Также законопроект устанавливает запрет на проведение публичных мероприятий на территориях, прилегающих к зданиям экстренных служб, например ФСБ и МВД (пикеты в поддержку журналистов Ивана Сафронова и Ивана Голунова проходили у зданий ФСБ и ГУ МВД по Москве). Публичным мероприятием теперь признается очередь на одиночные пикеты.
Вяткин хочет ужесточить и требования к работе журналистов на митингах. Они не должны проводить агитацию в поддержку публичного мероприятия, организовывать сбор пожертвований, заниматься подготовкой мероприятий (13 июля возле СИЗО «Лефортово» было задержано более 10 журналистов, которые пришли в том числе по редакционному заданию, в футболках в поддержку Сафронова, обвиненного ФСБ в госизмене; все они были оштрафованы за участие в массовом мероприятии, футболки суд посчитал «средством агитации»).
Любое иностранное финансирование акций, в том числе и НКО — иностранными агентами (к таким Минюст причисляет НКО, получающие деньги из-за рубежа и занимающиеся политикой), а также юридическими лицами, зарегистрированными менее года назад, и гражданами до 16 лет, согласно поправкам, должно быть запрещено. При перечислении гражданином старше 16 лет средств на проведение мероприятия в платежном документе нужно будет сообщить свои паспортные данные. Анонимные пожертвования предлагается полностью запретить. По итогам акции организаторы обязаны предоставить властям отчет о расходовании средств.
Два законопроекта о борьбе с «иностранными агентами» внесены группой парламентариев во главе с сенатором Андреем Климовым и депутатом Василием Пискаревым. Первый вносит в избирательное законодательство два новых термина: «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом» и кандидат, который является физлицом — иностранным агентом. Первый обозначает кандидата на выборную должность, который за два года до выборов работал в НКО-иноагенте или в СМИ-иноагенте либо, осуществляя политическую деятельность, получал средства от НКО или физлиц, которые являются иностранными агентами (в том числе через посредников). Второй термин обозначает тех, кто включен в список физлиц, которые выполняют функции иностранных агентов (реестр ведет Минюст).
Соответствующие пометки должны быть и на подписных листах, и в бюллетенях, и в агитации (здесь маркировка должна занимать не менее 15% площади агитационного материала). Такое же указание о маркировке действует и в отношении партий, если она выдвинула кандидата — иностранного агента.
В настоящее время действует норма, согласно которой НКО-иноагенты не могут участвовать в выборах. Эту норму предлагается распространить на иностранные СМИ, которые выполняют функции иноагентов, а также незарегистрированные общественные объединения. В сам закон об НКО предложено добавить норму о том, что НКО-иноагентами теперь признаются и общественные объединения, которые действуют без юрлица, получают деньги из иностранных источников и участвуют в политической деятельности в России. Они должны уведомить о своей деятельности Минюст, который будет вести реестр таких объединений, к ним будут применяться все требования об отчетности и маркировке информационных материалов, как к обычным НКО-иноагентам. Также появляется понятие посредника в передаче денежных средств от иностранного источника.
Климов и группа сенаторов внесли также поправки в закон об образовании. Они предложили ввести в закон понятие «просветительская деятельность», которая должна полностью контролироваться государством, — правительство России будет определять порядок и условия ее осуществления, а также формы контроля. При этом под просветительской деятельностью предложено понимать любую деятельность, «направленную на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции» за рамками образовательных программ. Просветителям будет запрещено побуждать слушателей к «действиям, противоречащим Конституции» России.
Наконец, поправки в закон об информации внесли глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн и другие депутаты, а также сенатор Алексей Пушков. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что с апреля 2020 г. было зафиксировано 20 случаев блокировки сюжетов Russia Today, «РИА Новости», «Крым 24» в Twitter, Facebook и Youtube. Роскомнадзор предлагается наделить правом вести реестр владельцев информационных ресурсов, «причастных к нарушениям прав и свобод» граждан России. Решение о признании владельца информресурса причастным к таким нарушениям будет принимать генпрокурор или его заместители по согласованию с МИДом.
Объяснение парламентариев
«Мы не запрещаем физическим лицам — иностранным агентам быть кандидатами на выборах. Но если такой человек участвует в выборах, то он должен это указать, чтобы избиратели знали, что он имеет статус иностранного агента. Это будут только те люди, кто внесен в реестр, их будет мало», — говорит Климов. Он отрицает, что законопроект о кандидатах-иноагентах связан с «Умным голосованием» Алексея Навального.
Он обещает, что на таких кандидатов норма не распространится: «Чтобы человек был признан иностранным агентом, он должен еще получать иностранное финансирование». По словам Климова, также будут внесены и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за нерегистрацию физическим лицом иностранным агентом.
Законопроекты направлены на борьбу с иностранным вмешательством, что актуально после победы демократа Джо Байдена на выборах президента США и в преддверии думских выборов в следующем году, говорит близкий к администрации президента собеседник «Ведомостей». «Иностранные агенты ушли от ответственности, перестав регистрировать юрлица, — объясняет он. — Поэтому законодательство хотят докрутить. Граждане должны знать, кто иностранные агенты. Потому что сейчас хочется вести политическую деятельность и брать иностранное финансирование — так не получится. Но, как и с НКО, не всех будут признавать иностранными агентами — у нас несколько сотен тысяч НКО, а иностранных агентов всего 69».
Депутат Вяткин говорит, что поправки в закон о митингах внесены, чтобы избежать «финансирования протестов за счет иностранных денег». Кроме того, законопроект уточняет проведение некоторых мероприятий — например, когда под видом одиночных пикетов проводятся массовые пикеты или так называемые прогулки, добавляет Вяткин: «Это касается и журналистов. Одно дело — когда журналист на митинге занимается освещением мероприятия — это его работа, другое дело — когда он участвует в организации публичной акции, выкрикивает лозунги и носит плакаты».
Реальные цели
«Нынешние поправки в отношении кандидатов — иностранных агентов направлены в первую очередь против тех, кого поддерживает “Умное голосование”, — уверена соратница Навального Любовь Соболь. — И в ближайшие полгода будет еще больше безумных инициатив со стороны Госдумы». Она уже заявила о желании участвовать в выборах в Госдуму по ЦАО в Москве. Соболь напоминает, что в 2019 г. на выборы в Мосгордуму ее и других независимых кандидатов не допустили: «Поэтому, если в следующем году на выборы пустят, но заставят ставить клеймо [иноагентов], это уже будет прогресс. Вряд ли это повлияет на отношение избирателей».
Кроме того, под эти нормы могут попасть и сами представители власти, полагает он. «Например, те, кто проводит “Умное голосование”, будут признаны иностранными агентами. Но ведь теоретически ничто им не мешает поддержать на выборах пару кандидатов от власти. А правоприменение должно быть одинаковым. Поэтому остается вопрос, кто будет признаваться кандидатом — иностранным агентом. Скорее всего, будут действовать двойные стандарты: кого-то включат в реестры, а кого-то — нет».
Кроме того, законопроекты об иностранных агентах — физлицах могут использоваться массово в регионах для борьбы с неугодными чиновниками, т. е. работать «как спусковой крючок для внутренних разборок», считает Мельконьянц. «В целом эффективность мер вряд ли кто-то оценивал», — добавляет он.
Масштаб внесения законопроектов по борьбе с политической оппозицией сейчас беспрецедентный, соглашается политолог Александр Пожалов: «Все эти законопроекты нужно рассматривать именно в контексте подготовки к избирательному циклу 2021 г. и создания механизмов противодействия агитации против власти и таким технологическим проектам, как “Умное голосование” и их аналоги. Это ведь будут не только выборы в Госдуму, но и выборы заксобраний и горсоветов почти в половине регионов». Как и на фоне кампании в Мосгордуму в 2019 г., власть готовится объяснять возможные протесты именно иностранным вмешательством, а не признанием внутренних проблем и пробелов во внутренней социально-экономической и идеологической политике, считает Пожалов.
Год назад Минюст включил тот же ФБК Навального в реестр иностранных агентов, однако сам Навальный заявил о ликвидации ФБК как юрлица. Если власти смогут признать иноагентом организации без образования юрлица, а иностранным финансированием считать средства, которые поступают от российских граждан, которые получили их от иностранного источника, то Навальный может быть официально признан иностранным агентом, говорит Пожалов.
Источник













