Ещё классик блоготворчества Артемий Лебедев заметил мозаичное панно на станции «Комсомольская». Сфотографировал и выложил с комментарием «Босиком по свастике». Не зря он обратил внимание на эту сцену. Момент очень необычный. В середине XX века в СССР с его культом физической культуры и «живых пирамид» великому художнику Павлу Корину трудно было представить, как поменяются «смыслы».
Советская, только в мечтах инструкторов ЦК бесчувственная, женщина топчет аспидово знамя, словно итальянка спелый виноград. Как написал один журналист «чувствует ногами, как ладонями, холодный пол». В общем, учитывая, как изменилось наше эстетическое восприятие мира в XXI веке благодаря Тарантино, Родригесу и Линчу, вероятно, лучше бы аллегорическая Победа топтала гадость в сапогах.
Покойный Эдуард Лимонов питал симпатию к таким девушкам: смелая, чиста душой, с короткой стрижкой. Отчаянный боец в облике девочки-подростка. Персонификация молодого отважного духа. Благодаря автору, описавшему этот типаж в своих книгах, мы знаем, что идеализм и героизм – тоже проявления женственности.
Отдельной статьи заслуживают скульптуры Матвея Манизера на станции «Площадь Революции». Там, понятно, не только женщины – и строители коммунизма, воины с гранатами, матросы и идеальные отцы семейств тоже есть. Но советские женщины здесь – квинтэссенция эпохи.
Станцию открывали в разгар репрессий, в 1938 году. Никаких экспериментов и отступлений от нормы тогда не допускали ни в чем, а уж тем более – в оформлении стратегически и идеологически крайне важных для страны станций метро.
Такие вопросы Сталин обычно держал на личном контроле. Поэтому образы советских женщин на «Площади Революции» – эталонные. И какие же это образы? Птичницы, спортсменки, студентки – чопорные символы пуританской эпохи?
Нет. Спинами к массивным пилонам, на неуютных уступах мы видим женщин здоровых, крепких и очень женственных. Архитектура сталинских времен тяготеет к классицизму и барокко, для которых характерна античная холодность, идеализация, рафинированность. Но здесь мы видим не Мадонну, не суровую Родину-мать.
Кстати, внимательный читатель заметит сходство этих скульптур с памятником Зое Космодемьянской. Да-да, на «Партизанской» это тоже творения Матвея Манизера. У него явно были не ханжеские и очень здоровые представления о красоте.
Текст и фото: Дмитрий Зуев
Источник