Из-за сложной истории кочевой цивилизации тюркские народы принято классифицировать по их языкам, потому что в формировании отдельного этноса могли участвовать самые разные жители Великой степи и ее окраин. Крупнейшими в наше время является огузская, карлукская и кипчакская группа языков, но выделяют так же несколько региональных малых групп, а также те из них, которые существовали в прошлом, но ныне исчезли.
В качестве примера можно привести булгарские языки – в древности на них говорили авары, хазары и сами булгары, как дунайские, так и волжские, но ныне этим средством общения пользуются только чуваши. Казанские татары, исторические наследники средневековой державы Волжской Булгарии, в эпоху Золотой Орды перешли на господствующее там кипчакское наречие.
Но есть народы, которые говорят сразу на двух, а то и трех различных тюркских языках. К ним относятся киргизы, крымские татары, узбеки. Обратите внимание – родина каждого из них прежде входила в состав России и Советского Союза. Или по сей день входит, в случае Крыма. И история каждого из них, даже татар, в той или иной степени связана со Средней Азией. Это очень важный момент.
Объясняется все очень просто – в советское время под одним именем было объединено несколько разных народов, которые проживали на одной территории.
Возникновение Тюркского каганата в середине 6-о века привело к многочисленным миграциям кочевников, освоению ими новых территорий и, частично, изменению образа жизни, т.е., к оседанию на землю. Но этап переселения народов востока на этом не закончился, потому что государство и далее стало дробиться.
Племена-неудачники поглощались, изгонялись, смешивались с другими. А те, кто жили наособицу, имели возможность сохраниться, как и прежде, подчинившись новой верховной власти. Такая неразбериха длилась несколько сотен лет, а когда началось создание Монгольской империи, все повторилось еще раз и с той же степенью интенсивности.
Поэтому государства-наследники, независимо от того, кто в них правил, спокойно относились, что на их подданные не составляют единой нации. В соседних кишлаках могли жить люди, которые говорили на огузском, карлукском, кипчакском и иных менее значительных наречиях.
Но советская власть решила все исправить, и чтобы избежать этнического напряжения и перетягивания одеяла на себя приступила к процессу национального размежевания. Были проведены новые границы, кое-кого переселили, а когда это было невозможно, объявили частью титульного народа. Были утверждены новые национальные языки, за основу которых брали тот или иной говор.
К примеру, литературный узбекский язык создан на основе диалекта ферганцев, которые пользуются карлукским говором. Но вот узбеки на юге Казахстана и жители древнего региона Хорезм издавна говорят на огузском наречии. А жители Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей (но не все) общаются по-кипчакски.
То же самое можно сказать про Киргизию, где в советское время под одной крышей были объединены в один народ, люди, использующие кипчакские, карлукские и алтайские диалекты.
С крымскими татарами сложнее. Фактически в Крымском ханстве проживало три разных этноса. На юге жили так называемые южнобережцы, потомки тюрок, греков, готов, армян, итальянцев и прочих, которые после принятия османского вассалитета перешли на огузский язык. В центральной части полуострова жили горцы таты, люди с таким же сложным происхождением, говорившие на кипчакском с некоторым огузским влиянием. И наконец, на севере, в степных районах, прилегающих к полуострову, кочевали ногайцы, которые пользовались классическим кипчакским наречием.
Долгое время эти группы почти не смешивались, и даже советская эпоха не сильно на них повлияла. Но когда татар депортировали в Среднюю Азию, об отличиях просто забыли. Ныне они без проблем вступают в браки друг с другом и живут в любом месте, где придется.
Источник