Новый год. Думаешь, а какой поступок в этом году был самым знаменательным, и говоришь себе, лучше бы не спрашивал...
Три красивые женщины.
Три странных поступка.
Три короткие истории.
История первая. "Обрезки" Йоко Оно
1964 год. Женщина сидит на сцене. Она - Йоко Оно. Ей 31 год.
Любой желающий может подняться на сцену и разрезать на ней одежду, забрав кусок ткани.
Камень - метафора идентичности. Человек режет одежду, не зная, что под ней не тело, а идея тела. Он не знает, что женщина думает по-другому. Она - камень, с которым он столкнется. И тогда наступит взаимопонимание. Человеку нужно столкнуться с камнем, чтобы что-то понять. Йоко заманила зрителя в процесс сотворчества над идеей.
Одежда превращается в лохмотья, женщина прикрывает грудь руками,- становится все уязвимее. Но потом оказывается, что одежда - это стереотип, это обертка камня. Зритель был спровоцирован на трансгрессию и нарушил границы дозволенного, - взамен он создал произведение искусства.
Концепция. Делая больно другому человеку - ты придешь к рубежу его неуязвимости, - камню уже нельзя сделать больно.
На том перформансе так и произошло с Йоко.
Сегодня, когда ей 87, она может вспомнить, как после провалов всех предыдущих перфомансов, выставок и спектаклей - она прошла глубокую депрессию, попытки покончить с собой (спасал первый муж Тоси) и психиатрическую клинику.
Джон Леннон неоднозначно оценивал ее искусство:
История вторая. "Ритм 0" Марины Абрамович
1974 год. Женщина сидит на стуле. Она - Марина Абрамович. Ей 28 лет. Люди толпятся у длинного стола с разными предметами: спички, нож, пила, свечи, лезвие, розовое масло, ложка, цепи, хлеб, фрукты, мед, сахар, заряженный пистолет, вино, скальпель, спирт, расческа и т.д Хаотичный набор.
Цель применения: причинить боль или унизить женщину, сидящую перед ними.
По условиям эксперимента человек может взять что-то со стола и применить на Марине. У эксперимента начало - робкое, а вот окончание - жестокое и кровожадное.
Пройдет 6 часов. Все эмоции позади. Она опустошена. Не чувствует запахов, липкости и жжения кожи от порезов. Она встает - толпа в страхе разбегается.
Концепция.
"На это уходят все силы без остатка" - говорит Марина Абрамович. Сегодня Марине 74 .
История третья. "Внутренний свиток" Кароли Шниманн
1975 год. Нью-Йорк. Женщина стоит на импровизированном подиуме и читает текст на тонкой ленте бумаги. Она - Кароли Шниманн. Ей 35.
Эффект перформанса в том, что она обнажена, и что текст извлекается из репродуктивного органа, выполняющего роль источника знания.
Концепция. Насилие, которому подвержена женщина.
К этому времени, в 1964 году она уже провела знаменитый перформанс "Meat Joy", где в концепции «кинетического театра» восемь участников, измазанные краской, в кусках бумаги, ползали и изображали игру с сырой рыбой, мясом и птицей.
Кароли прожила 79 лет. Так она выражала свой протест. Не случайно друзья с детства называли ее "сумасшедшей пантеистской", видевшей в природе нечто божественное, и подобно философу Николаю Кузанскому, искавшей выход из тупика отношений человека с природой.
Итак, в первой истории, люди унижают друг друга, во второй - унижают и причиняют физическую боль, в третьей - человек унижает сам себя.
Три перформанса в защиту человека. Тысячи людей пришли - миллионы знают. Но сегодня о них мало говорят. Человеческой памяти свойственна забывчивость.
Меня увлекла сама мысль о том, что может сделать один человек, когда считает, что он прав. История Прометея красноречиво свидетельствует, что мир он не изменил.
Эти три женщины, бесспорно наделенные красотой, талантом и отвагой, выбрали такой путь, но они совершили свой поступок.
#женские истории
Они пошли на публичное унижение, чтобы.... , а вот дальше каждый сам решает, чего ж они добились...