Фильм "Место встречи изменить нельзя" стал бестселлером советского кино. Но если изучить тему подробнее - с ним произошла удивительная история. Фильм стал таким не по сценарию, вопреки. Фильм стал результатом столкновений и борьбы писателей, режиссера и актеров за свою позицию.
Читаешь о нем. Отражена эпоха. Сыграны характерные роли. Все так. Но почему многое в фильме появилось именно на съемочной площадке: сцены, слова, жесты?
Что противопоставлялось в фильме?
В Южной Америке есть совершенно необычный географический объект, Андские Кордильеры. (Для информации - это цепь горных систем на 9000 км, которая имеет бессчетное количество ракурсов).
Так случилось, что пятисерийный фильм, о котором идет речь, имеет бессчетное количество противопоставлений и столкновений идей, характеров, позиций. Достаточно назвать лишь несколько.
Главные герои в романе "Эра милосердия" и в фильме "Место встречи изменить нельзя". (Прототип Жеглова, по рассказам Вайнеров, сидел за взятки, после службы занимался плодоовощной торговлей и покончил с собой), прототип Шарапова - это реальный фронтовик Владимир Арапов - мощный и высокий командир штрафной роты, разведчик, 42 раза ходивший за линию фронта, и лично притащивший много "языков". Высоцкий и Конкин заметно отличались от персонажей романа и внешне и характерами.
Трагичный финал в романе и хеппи-энд в фильме.
Консультант (генерал Никитин) и сценарий фильма. Сценарий, по словам Говорухина , весь был испещрен его пометками: "Это нельзя. это нелья. Это переделать". Но к сдаче картины консультант умер.
Режиссер и комиссия (утверждение актеров на роли и обсуждение сцен в фильме).
Режиссер и актеры (пробы и взгляд на исполнение роли). Например, некоторых актеров уже начинали снимать, и вдруг отказывались, как с исполнителем роли Фокса Борисом Химичевым. Химичев по мнению Говорухина играл блестяще, но не вписывался в эпоху. В интервью Говорухин потом скажет: "Он до сих пор в недоумении".
Но самым парадоксальным стало столкновение в фильме двух друзей - Станислава Говорухина и Владимира Высоцкого, которые дружили более 20 лет, с фильма "Вертикаль".
С чего все началось...
Станислав Говорухин, приглашенный Владимиром Высоцким снимать этот фильм, напишет в воспоминаниях, как Высоцкий рассказал ему об этом.
Я взял у него роман, он назывался "Эра милосердия", прочел и... просто обалдел. Когда Володя приехал, я сказал ему:
- Роман, действительно, классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь..." (С.Говорухин)
Точки столкновений Говорухина и Высоцкого
1. Самое "невинное" время работы, - это написание сценария.
Но споры были принципиальны и серьезны.
Высоцкого с самого начала очень озадачила проблема отношения к преступнику. Что важнее: милосердие или жесткость? Он говорил о главных героях: "важно исследовать эту тему: кто из них прав".
В некоторой степени Высоцкого можно назвать соавтором сценария.
2. Высоцкий считал обязательным спеть в этом фильме. По собственной инициативе написал несколько песен. "За тех, кто в МУРе", "Песня о конце войны", "Баллада о детстве".
Говорухин был категорически против. В пяти сериях так и не нашлось трех минут хотя бы для одной песни Высоцкого.
Говорухин так говорил об этом:
3. Высоцкий отказывался от ношения в фильме формы сотрудника МУРа, Говорухин объяснит это тем, что он "сложно" относился к этой профессии. Но режиссер и генерал-консультант настаивали. Тогда нашли компромисс - Жеглов меряет форму и говорит: "Вот Шарапов, моя парадная одежда. ...Никогда не носил и видимо не придется".
Одежду Высоцкий выбирал сам, на костюмерном складе Одесской киностудии, и настаивал, что в ней будет сниматься.
4. На роль Шарапова рассматривалось и пробовалось более 10 актеров. Высоцкий на роль Шарапова сразу выдвинул своего друга по театру Ивана Бортника (актер в итоге сыграл бандита Промокашку). Говорухин приглашал С. Иванова («Кузнечик» из фильма "В бой идут одни старики").
5. На главную женскую роль сержанта Вари Синичкиной Высоцкий уговаривал Говорухина утвердить его жену, актрису Марину Влади. Но против француженки категорически возразил худсовет.
6. На роль Фокса Высоцкий предложил актера Ал-ра Белявского. Как известно, Говорухин снимал уже Химичева, но с Высоцким согласился.
7. На роль Левченко Высоцкий предложил Виктора Павлова: «Соглашайся, – режиссёр тебе не знаком, роль сделаешь такой, какой ты её увидишь».
8. Своему другу Всеволоду Абдулову Высоцкий предложил выбрать роль самому. Причину рассказал сам Абдулов: "В начале осени 1977 г. я разбился на машине буквально насмерть. Три недели без сознания – полный кошмар. Затем – одна больница, вторая, третья, четвёртая. ...И когда уже весной я лежал в очередной больнице после тяжёлой операции, пришёл Володя со Славой Говорухиным. ...Я выбрал Соловьёва. Страшные были съёмки. Я не мог текст запомнить. Не мог запомнить, что Володю зовут Глеб".
9. Непредвиденная ситуация возникла со стеклом автобуса, которое Жеглов разбивает и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитом. "Стекло оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой — без толку. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну все, п...ц!». Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка" - вспоминал оператор фильма. Запланированный концерт Высоцкому пришлось отменить.
10. Когда Говорухину нужно было срочно уехать - Высоцкий снял эпизод, рассчитанный на неделю за четыре дня. Потом, конечно, было много трений по компоновке, если учесть, что Высоцкий и без того придумал много эпизодов со своими жестами, которые оператор снял на пленку.
11. На съемочной площадке по сути было два режиссера. Говорухин предлагал всем импровизацию. А Высоцкий изучал своего героя, тему, задавал ритм и придумывал «характерность», - известно, что Стасу Садальскому для роли Кирпича, а роль сначала не шла, предложил найти изюминку. И Кирпич интересно шепелявит.
12. Для Говорухина Жеглов понятен и линия у него одна. У Высоцкого более сложное отношение к персонажу: его Жеглов противоречив.
Две его фразы.
"От имени моего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними – их надо давить – от начала до конца, если ты уверен абсолютно, что это преступник, на сто процентов". (В.Высоцкий)
Во многом из-за этого Говорухин в интервью Андрею Максимову скажет о Высоцком:
И даже отнесет его не к самым великим актерам.
Говорухин под несильным человеком имеет в виду сомневающегося человека - это видно по контексту.
Что сказали о работе над фильмом Говорухин и Высоцкий?
Станислав Говорухин в интервью Андрею Максимову:
Владимир Высоцкий:
Эти два талантливейших человека, два сильных человека, два друга подарили нам свой шедевр "Место встречи изменить нельзя", наверное, подразумевая, что их место встречи в отечественной культуре изменить тоже нельзя.
Фильм принимало высокое милицейское начальство и в гневе уходило. Что вы хотите, - пугалось начальство, - чтобы вся страна говорила о ворах и проститутках?
Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр"!
Источник