Ситуация разбирается с любезного разрешения make it public того, с кем она случилась.
Пришел в личные сообщения комментарий к статье про personal brand, где мелькнула такая мысль, что идти к психологу - это “на свой страх и риск”. Потому что все эти штампованные обещания безопасности/бережности/etc особого доверия не внушают. Unfortunately, они и на практике очень часто оказываются пустыми. Причем, главная проблема тут то, что сами клиенты не могут по самым очевидным мелочам отличить нормального/толкового психолога от rookie. И это их здорово подставляет.
Здесь даже невозможно в двух словах объяснить - что не так. И почему от таких “профессионалов” нужно бежать куда глаза глядят.
Ну, начнем, пожалуй, с того, что титул “белой вороны” сам по себе - это далеко не комплимент. Здесь даже необязательно углубляться в лингвистические дебри происхождения этой идиомы, как и ее “собратьев” в других языках. Like ‘black sheep’ в английском, for example. Достаточно просто понимать, что “белой вороной”/“паршивой овцой” называют того, кого презирают за то, что отличается. Да, потому что нет в нем пресловутой group conformity. Намеренно или случайно - no matter.
Абсолютно тот же самый же bullying как средство изгнания/уничтожения члена группы, который не демонстрирует group conformity. Не говоря уже о том, что у homo sapiens альбиносы тоже встречаются и отношение к ним ничуть не лучше. Особенно у представителей black people. Там и руки-ноги могут отрезать, потому что есть такое суеверие, что из них выйдут отличные материалы для магических ритуалов. А женщину - изнасиловать, потому что секс с ней - allegedly - излечивает от AIDS.
И тут приходит психологический “аналог” этого к терапевту, а тот ему радостно выдает, мол, да, дорогой, ты - чертово abomination. Поэтому за дело тебя травят, ага. Еще можно было бы понять, если бы психолог не был бы native speaker. Идиомы - такая вещь, что те, для кого язык общения оказывается либо second, либо subordinate, с ними часто в идиотские истории влипают. But that wasn’t the case: оба - и клиент, и терапевт - native speakers, проживающие на родине языка.
Moreover, это было сказано клиенту, находящемуся в эпицентре психологического кризиса и очень уязвимом состоянии. Сказано психологом, который должен был бы знать - коли он учился и практикует - что можно, а что нельзя делать в общении/терапии с такими клиентами. И как профессионалы должны оказывать психологическую поддержку клиентам в трудные моменты. Этому же в университете учат, е-мое. Уж психотерапевтов - точно.
Нет, так или иначе, клиенту все равно придется это показать - то, что он - “белая ворона” по таким-то причинам, но есть куда лучшие способы это делать. И не так, чтобы у него произошел скачок из “Я - ничтожество” в “Я - звезда” с амплитудой нарциссических “качелей” и соответствующими последствиями, а так, чтобы у него образовалась твердая почва под ногами. На которой он сможет стоять долгое время, если не всю жизнь. Разве не этом в purpose психотерапии, right?
Дальше - “Травят потому, что ты - лучше и они тебе завидуют” (с). Это - чистой воды житейская психология, не имеющая под собой никаких эмпирических оснований, только предрассудки и стереотипы. Да, в стиле - “Дети мужчинам не нужны” (с) and all that bullshit. Когда такое исходит от родителя/партнера/друга/кого там еще - это можно понять. Они - не-профессионалы, с них и спросу нет. Но что делает житейская психология в терапевтическом процессе у профессионала?
Учитывая, что она не выполняет той функции, за которой клиент пришел, - не решает его проблему. Просто выдает ему кучу расхожих, взятых с потолка идей, имеющих очень мало общего с реальным state of affairs. Которые по идее должны заставить его чувствовать себя лучше. Но это - band-aid. И уж профессионал-то должен это знать.
Тут есть такой очень тонкий и неочевидный для клиентов момент, который мне пришлось тому, кто мне эту историю рассказал, объяснять.
Существует огромная разница между emergency/crisis situation и теми условиями, в которых проводится психотерапия.
In the field, если у человека, say, рана с сильным кровотечением, любой paramedic/first responder перетянет конечность и/или заткнет рану тем, что есть within reach, а потом отправит в больницу. В таких ситуациях похуй на все niceties, на кону стоит жизнь и счет идет на минуты. А в больнице уже врачи рану спокойно обработают, зашьют и перебинтуют как надо и чем надо. И никто не будет офигевать, что из раны мох торчит или от нее горелым несет, ибо порохом прижигали. Все прекрасно понимают условия, в которых это делалось. И - most importantly - с какой целью.
Но, когда у хирурга в распоряжении целая operation room, слаженная surgical team, куча оборудования и all the time in the world, а он вместо того, чтобы что-то с раной делать, ее быстренько помыл, красиво забинтовал и отправил человека гулять, это вызывает большие вопросы к логике его действий и ставит под сомнение его профессионализм.
Так вот психотерапия - это как раз те условия, в которых работают хирурги. И, если психолог шлепает на травму band-aid вместо того, чтобы ее лечить properly, то он, по сути, takes the easiest way out. Совершенно не заботясь/думая при этом о клиенте. Главное - чтобы бантик вышел роскошный и клиент не заметил, что ему нифига не помогли. То есть он делает вид, что он работает. Ага, за деньги клиента.
Ну, и под конец - внешняя проблема, то есть bullying, тоже никуда не делась. А как она может решится, если фактически человеку предложили задрать нос и уйти в еще большую social isolation под анестезией собственного величия по сравнению с окружающими? Мол, you’re out of their league. Ну, ок, бывает и такое в этой жизни. Но тогда решение действительно - find your crowd, только it’s a long shot. Тем более, когда обстоятельства - как учеба - не оставляют возможности резко сменить окружение. However, проблемы с общением это все равно не решает. Над ней надо работать в терапии и вне ее. Да и "find your crowd" - тоже задачка для терапии, потому что далеко не все знают - what crowd are theirs.
Там терапевт предложил буквально следующее - “Иди общайся. Когда получишь от людей - приходи, я научу тебя, как дать сдачи” (с).
No comment, блин. Намеренное подставление заведомо уязвимого клиента под удар и обещание научить его применять психологическое насилие по отношению к другим людям - это грубое нарушение профессиональной этики и откровенное отсутствие профессионализма как такового.
А потом - это самое паршивое во всем этом - сам человек мне задает вопросы, в которых четко слышно то, что он принимает все это на свой счет. Словно это он что-то не то сделал, а не психолог накосячил по полной программе. Тоже - не редкость. Выставить клиента корнем всех сложностей - любимый прием многих. Дескать, это не я не знаю, что делать, или не умею работать с такими случаями, это клиент сопротивляется или вообще нарцисс. И оставить это как есть.
Хотя на терапию пришли с просьбой о помощи и за professional help.
Через призму всего этого - да, автор комментария абсолютно прав в своем полностью обоснованном и весьма критичном подходе к выбору психолога. Сам о себе не позаботишься - "профессионалы" точно не станут. Это печально, потому что психотерапия initially совсем о другом. Как правильно это сформулировала одна моя бывшая клиентка - “Просто быть психологом явно недостаточно, нужно быть человеком нужного калибра для этого”, а не “натягивать на себя призвание психолога как сову на глобус”. (С) Так и есть. Не та это работа, где можно красиво, с умным видом протирать штаны в уютном кресле и вообще не напрягаться - ни в малейшей степени - без ущерба для кого бы то ни было.
Источник