Черкесские лошади в Грузии » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

Черкесские лошади в Грузии 10:19 Понедельник 0 6 272
2-03-2015, 10:19

Черкесские лошади в Грузии




(по историко-этнографическим и фольклорным данным)

Грузинские цари и владетельные князья довольно хорошо осознавали военно-поли­ти­че­ское значение тесного союза с горцами, проживающими на северных склонах Кавказа. Этой цели служили браки между представителями грузинских и черкесских правящих дина­с­тий, имеющих особо интенсивный характер в ХVI-ХVIII столетиях [11, 42-59].

Между этими народами существовали также торгово-экономические отношения. Нап­ри­мер, в Грузии, как и во многих других странах, высоко ценились прославленные черкесские лошади.

Французский путешественник Жак Франсуа Гамба, посетивший Кавказ в 1820-1824 го­­­дах, в своей книге "Путешествие в Закавказье" писал: "На черкесские лошади большой спрос: они крепки на ногу, красивы, имеют мощное строение и легко переносят бег и ус­та­ло­сть. Голова этих лошадей похожа на изогнутый клюв вороны, по осанке же они на­по­ми­на­­ют английских лошадей. Черкесы очень заботятся о том, чтобы их породы лошадей не вы­­­родились...

В Крыму... за одну лошадь платят примерно 200 пиастров, а лошади не­ко­то­рых наи­лу­ч­ших пород этой страны стоят примерно восемь рабов" [3, 256-257].

Из-за их достоинств черкесских породистых лошадей систематически ввозили в Гру­зию.

Войны с внешними врагами сделали черкесов прекрасными воинами. Они своих детей при­общали к военному делу с раннего детства и особое внимание уделяли их военной за­кал­ке. Самым лучшим видом их войск была кавалерия [14, 263].

Черкесские воины на от­бо­рных черкесских лошадях наводили страх даже на численно пре­восходящих противников.

Грузинские правители часто использовали черкесскую кавалерию в своих военных це­лях. Среди них выделялся знаменитый царь Картли и Кахети (Вос­то­чная Грузия) Ираклий II (1720-1798), находящийся на престоле в течение 54 лет (1744-1798).

Несмотря на то, что в качестве наемников он использовал все кавказские народы, пре­д­почтение он оказывал черкесам, считая их отменными, преданными воинами. Тут же от­ме­тим, что к крови Ираклия II была примешана и черкесская кровь, в частности, его бабушка со стороны матери, царицы Тамар (1696-1746), – царица Русудан (ум. 1740), супруга царя Картли Вахтанга VI (1675-1737), была до­черью ка­бардинского князя.

Ираклий II и его отец – Теймураз II (1695-1762), царь Картли (1744-1762), помощь черкесской конной дружины ис­пользовал в нескольких боях. Среди них нужно отметить кро­­вопролитную битву с дру­жи­­ной владетеля Шекинского ханства Хаджи-Челеби, состо­яв­­­шуюся 1 сен­тяб­ря 1752 года в Шамшадило, близ Тулкитафа (территория нынеш­не­го Азе­­­­рбайджана), которая закончилась блестящей по­­бедой коалиционного войска грузин и черкесов [8, 202; 4, 49; 1, 49].

Замечательный воин и всадник, Ираклий II высоко ценил черкесских лошадей. По его по­велению, отборные лошади из Кабарды систематически поставлялись в Грузию через Да­­рьяльское ущелье.

После упразднения Арагвского эриставства (княжества) в 1743 году и объявления его вла­дением царевичей милахвару (чиновнику-хозяйственнику) царе­ви­чей Вахтанга (1742-1760) и Левана (1756-1781), азнауру (дворянину) Бабане Чилашвили тра­диционно поруча­лось взимание таможенной пошлины при вводе в Грузию кабар­ди­н­с­ких лошадей [10, 149-150].

Третий, последний владетель этого поместья, сын Ираклия II от третьего брака, царе­вич Вахтанг/Алмас­хан (1761-1814) издал 30 апреля 1782 года грамоту, из которой следует, что он снова наз­на­ч­ил своего преданного азнаура Бабану Чилашвили милахваром и, на­ря­ду с другими обя­зан­­ностями, поручил сбор таможенной пошлины за лошадей, ввозимых из Кабарды [10, 150].

Черкесские князья с большим уважением относились к царю Ираклию II и его потом­кам. Они имели близкие дружеские отношения с царевичами, особенно с наследником пре­­­стола царевичем Георгием (1746-1800), впоследствии царем Картли и Кахети – Геор­ги­ем ХII (1798-1800).

Тут же необходимо отметить, что царевич Георгий в юности был обручен с чер­кес­с­кой кня­жной, ко­то­рой не суждено было стать его женой, она скончалась до того, как ее при­­ве­зли в Гру­зию.

Биограф Георгия ХII Платон Иоселиани пишет: высокий, плотный царь до 40-летнего возраста был худым и стал полнеть с 1785 года, уже не так легко садился в седло, а также потерял проворность. Лошади местной породы не выдерживали его на себе [5, 24], поэ­то­му тесть его брата, царевича Александра (1770-1844), "владетель Черкеси-Кирмана", князь Уц, издавна нахо­дя­щийся в близких отношениях с грузинским царским двором, подарил ему шесть по­ро­дистых, рослых, сильных кабардинских лошадей, среди которых две лошади были белой ма­сти [5, 191].

Своего преданного черкесского друга царь Георгий ХII одарил щедро.

Как передает источ­ник: "Царю это было приятно и сам одарил его. Женщинам его се­м­ьи подарил четыре ал­мазных с яхонтом кольца равной цены и мастерства и жемчужное оже­релье. Ему самому подарил большой дорожный серебряный кубок (азарпеша), позо­ло­че­нный внутри, и ру­жье, которое ему ранее преподнес английский купец, побывавший в Тби­лиси во времена царс­т­во­вания Ираклия II" [5, 191].

Не оставили без подарков и черкесских всадников, приведших лошадей. Их одарили бо­га­той одеждой, соответствующим им оружием и сопровождали к Лиахвскому ущелью, то есть по той дороге, которой они прибыли. Их возвращение домой с миром царь поручил кня­зю из Лиахвского ущелья Иасе Мачабели и князю Давиду Амиреджиби.

Описанный исторический факт Платону Иоселиани поведал сын Георгия ХII царевич Михаил (1783-1862) [5, 191].

Сын Георгия ХII царевич Иоанн (1768-1880) был известным государственным и вое­н­ным деятелем того времени, топчибашем (командующим) грузинской артиллерии. В то же вре­мя, как известный ученый-энциклопедист, занимался законотворчеством.

10 мая 1799 года царевич Иоанн представил своему венценосному отцу проект госу­дар­ственных преобразований Картлийско-Кахетинского царства, именуемый им "Сжул­де­ба" ("За­­коноположение"). Этот проект имел целью модернизацию и европеизацию го­су­да­р­с­твенного устройства царства.

Наряду с другими реформами, требующими неотлагательного проведения, ца­ревич пре­д­лагал укрепить взаимоотношения с северокавказскими народами, в первую оче­редь с черкесами. Он считал, что интенсивные контакты с горцами нужно препо­ру­чить ца­ре­ви­чу Вахтангу/Алмас­хану, правителю Арагвского эриставства.

В за­­коноположении читаем: "За Арагвское эриставство ответ снова держать Вах­тан­гу... С него же спрашивать за дела (связанные) с Черкесией и Тагаур-Куртаульскими кис­тин­цами" [2, 34].

Лошадь черкесской породы изображена и в грузинской геральдической символике.

После упразднения Картлийско-Кахетинского царства и его включения в состав Рос­си­йской империи (1801) в Большом и Среднем государственных гербах России тра­ди­ци­он­но изображали герб Грузинского царства, в основе которого лежал Большой госу­дар­с­т­венный герб Картлийско-Кахетинского царства времен царя Ираклия II.

В Большом государственном гербе России были изображены гербы различных вла­де­ний, входящих в состав Российской империи, среди которых самое пространное описание имел "Герб Царства Грузинского". На нем, наряду с гербами Грузинских царств, были изо­бражены и гербы кавказских владений, которые когда-либо входили в состав Грузии или на­хо­дились в ее подчинении: Северный Кавказ и ханства, находящиеся на территории ны­­неш­него Азер­бай­джана и Армении. В их числе была и черкесская символика, в част­но­с­ти, "герб Кабардинских земель" и "герб Черкасских и горских князей" [13, 297-298].

В официальном описании Большого государственного герба Российской империи чи­та­­ем: "Герб Царства Грузинского – щит четверочастный, с оконечностью и малым в се­ре­дине щитом:

в среднем малом щите – герб Грузии: в золотом поле святой Георгий Победоносец в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червленой мантии, сидящий на черном коне, покрытом багряной с золотом бахромою и поражающий червленым копьем зеленого, с черными крыльями и червлеными глазами и языком дракона;

в первой части – герб Иверии: в червленом щите серебряный скачущий конь; в уг­лах, вер­хнем левом и нижнем правом, серебряные восьмилучевые звезды;

во второй части – герб Карталинии: в золотом щите огнедышащая гора, пронзенная кре­­стообразно двумя черными стрелами, остриями вверх;

в третьей части – герб Кабардинских земель: в лазурном щите, на двух серебряных кре­стообразно, остриями вверх положенных стрелах – малый золотой щит с червленым, обращенным вправо полумесяцем; в трех четвертях серебряные шестилучевые звезды;

в четвертой части – герб Армении: в золотом поле червленый коронованный лев;

в оконечности – герб Черкасских и Горских князей: скачущий на черном коне черкес, в серебряном вооружении, червленой одежде и черной из меха мантии, с черным копьем на правом плече" [12, 39].

Этот многообразный герб, увенчанный грузинской царской короной, представляет со­бой уникальный геральдический образец. Он символически олицетворяет весь Кавказ, объ­единенный под царской короной тысячелетней династии Багратионов. Тем самым пра­ви­тели Российской империи на значительнейшем ее символе – государственном гербе офи­циально зафиксировали, что среди стран Кавказского региона Грузия традиционно яв­ля­лась государством-гегемоном.

После завоевания Российской империей грузинских царств и княжеств, лошади черкес­с­кой породы продолжали поступать в них.

Английский путешественник Ричард Уильбрахам путешествовал по Грузии в 1837 го­ду. В своем дневнике он пишет, что во время своего путешествия по Восточной Грузии, в час­тности Кахетии, встретил черкесского знатного вельможу на замечательном коне. Он пи­шет: "Молодой черкесский князь... удивил и восхитил меня своей мастерской, смелой ска­ч­кой, лучше которой я видел редко; он на всей скорости гнал лошадь по петляющей до­роге, выделывая при этом акробатические трюки" [9, 33].

Известный грузинский поэт, военный и общественный деятель Григорий Орбелиани (1804-1883) в 1831 году на пути в Санкт-Петербург проезжал Кабарду. В дневнике он пи­сал: "Кабардинцы по природе разумны и смелы... Их дело – оружие, лошади и война. Ран­ьше они были богаты табунами, однако войны с Россией настолько их обеднили, что най­ти в Кабарде хороший табун породистых лошадей уже трудно... Кабардинцы воюют вер­хом на лошадях" [7, 165-166].

Породистые черкесские лошади были известны не только в среде грузинских царей, кня­­зей и дворянства, но и в низших социальных слоях. Об этом свидетельствует сохра­нив­ше­­еся в грузинском фольклоре стихотворение "Желание", в котором переданы мечты кре­с­­­тьянина.

В одном из вариантов этого стихотворения, записанном автором этой статьи в селе Ци­нандали от Георгия Николаевича Гогбаидзе (1914-1994) в 1990 году, крес­тьянин меч­та­ет: "Хотя бы ис­полнилась моя мечта: Мухран батони (владетельный князь Мухранский) стал бы моим крепостным, князь Амилахвари – слугой, на черкесской породистой лошади я бы скакал по горам и долинам, покорил бы я Персию и собрал дань; телианское "Са­пе­ра­ви" по трубе текло бы ко мне в дом; насытился бы я шашлыком из дичи и пировал бы я с пес­нями, опьянел бы от "Цинандали" и заснул в Ахмета, а прос­лав­ле­нная черкесская де­ву­ш­ка ле­жа­ла бы рядом со мной..." [11, 166].

В Грузии создано множество произведений на черкесскую тема­ти­ку, в которых прослав­ля­ются присущие черкесам рыцарство и красота.

Эта тема занимает почетное место в твор­чес­ком наследии выдающегося грузинского пи­сателя Георгия Леонидзе (1897-1966), ко­то­рый в своей поэзии воздал хвалу и черкесской лошади. Нап­ример, в созданном в 1927 году сти­хотворении "Песни электрификации" элек­т­ро­энер­­гию он сравнивал с безудержным бе­гом породистых лошадей и с ностальгией вспо­ми­нал зна­менитых в Грузии кабардинских "выточенных" коней с золотистой гривой. Он воз­да­ет хвалу также и черкесским наездникам, которые мастерски скачут на поро­дис­тых чер­кес­ских лошадях [6, 157-158].

Таким образом, то, что черкесские породистые лошади из­давна сла­­­­­ви­лись в Грузии, по­д­тверждается историко-этнографическими источни­ка­ми, фольк­лор­ными данными и ху­до­же­­с­т­ве­н­ными произведениями.

Джавахишвили Николай Георгиевич
Черкесские лошади в Грузии
доктор исторических наук, профессор института истории Грузии фа­ку­л­ь­тета
гуманитарных наук Тби­­ли­с­с­ко­го го­су­дарственного университета им. Ива­­нэ Джавахишвили;
Главный научный сотрудник отделения новой и новейшей истории
Ин­с­ти­тута исто­рии и этнологии им. Иванэ Джавахишвили

Источники и литература:

1.Багратиони Теймураз, Новая история, текст подготовила к пе­­­­­чати, исследованием и ука­за­­телями снабдила Л. Мики­аш­ви­­­­ли, Тбилиси, 1983.
2.Багратиони Иоанн, Законоположение (Проект государственных преобразований Вос­то­чно-Грузинского царства), подготовка текста, введение, словарь и указатели И. Сур­гу­ладзе, Тбилиси, 1957.
3.Гамба Жак Франсуа, Путешествия в Закавказье, т. I, перевод с французского и ком­мен­та­рии М. Мгалоблишвили, Тбилиси, 1987.
4.Царевич Давид, Новая история; царевич Баграт, Новое сказа­ние, издание Т. Ло­моури, Тбилиси, 1941.
5.Иоселиани Платон, Жизнь Георгия ХII, введение, редакция и примечания А. Га­це­ре­лия, Тбилиси, 1936.
6.Леонидзе Георгий­, Слёзы Грузии, стихотворения, составили Н. Леонидзе и Г. Кав­та­ра­­дзе, Тбилиси, 2000.
7.Орбелиани Григорий, Полное собрание сочинений, подготовка текста, введение и при­ме­чания А. Гацерелия и Д. Чумбуридзе, Тбилиси, 1959.
8.Орбелиани Папуна, Амбавни Картлисани (История Грузии), текст установила, снаб­ди­ла вве­де­ни­ем, словарем и указателями Е. Цагарейшвили, Тбилиси, 1981.
9.Путешествие Ричарда Уильбрахама в Грузии, перевод с английсского, введение, сло­варь и ука­за­­тели Н. Меладзе, Тбилиси, 1990.
10.Хро­ники истории Грузии ХVII-ХVIII веков, тексты подготовил к изданию, снабдил ис­сле­до­ва­ни­­ем и примечаниями А. Ио­селиани, Тбилиси, 1980.
11.Джавахишвили Николай, Очерки из истории взаимоот­ноше­ний грузинского и адыг­с­ких на­ро­дов, Тбилиси, 2005.
12.Дворянские роды Российской империи. т. I, Князья. Руководитель ав­торского кол­лек­ти­­ва П. Гребельский, под редак­ци­ей С. Ду­мина, Санкт-Петербург, 1993.
13.Мурашев Г., Титулы, чины, награды, Санкт-Петербург, 2002.
14.Очерки истории Адыгеи, ответственный редактор С. Бушуев, Майкоп, 1957.
Из материалов VI международной научной конференции, посвященной памяти профессора З. И. Керашевой "Актуальные про­б­ле­мы общей и адыгской филологии" (24-26 апреля 2008 г., Майкоп). Организаторы конференции: Ми­­­­нистерство образования и науки Ре­с­публики Адыгея, Адыгейский государст­вен­ный уни­ве­­­рситет, Майкоп, 2008, стр. 106-107.




Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа 18 мая 1994 года 12:29 Пятница 0 6 228 Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа 18 мая 1994 года Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа Уважаемые соотечественники! События более чем вековой давности возвращают нас к далеким годам, когда в борьбе за Кавказ
Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей? 10:45 Понедельник 0 2 359 Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей? Когда-то на всем Кавказе действовал жесткий запрет на похвалу своих детей. Я помню тех аульских стариков, которые замолкали и поджимали губы, когда кто-то начинал хвалить их сыновей. Они никогда не
Делова Л. А. : К вопросу о миграционных процессах в Республике Адыгея 09:22 Суббота 0 2 158 Делова Л. А. : К вопросу о миграционных процессах в Республике Адыгея Распад Советского Союза и последующая трансформация социально-экономической жизни в Российской Федерации привели к резкому изменению демографической ситуации и новой волне миграции на всей территории