Обратилась ко мне недавно хорошая знакомая, учительница физики в отставке. Из школ сейчас учителя бегут – не будем здесь обсуждать, от чего именно, но бегут, это факт! Так что и знакомая моя свалила на заслуженный отдых со словами «чтобы я вернулась в этот дурдом?». Успешно репетиторствует, натаскивает детей на ЕГЭ. Благо есть и стаж, и опыт, и вообще человек замечательный и умный.
А в чём, собственно говоря, беда? А в том, что в 2017 году в школы вернули уроки астрономии. В 1993 году астрономию из списка обязательных предметов в России вычеркнули, а тут – рррраз! – и решили вернуть. Кстати, очень многие мои друзья и знакомые этому решению аплодировали и радовались, а вот я, к стыду своему, был настроен скорее скептически. Потому что уже был опыт на похожую тему... Но обо всём по порядку.
Обязательная астрономия на головы учителей рухнула нежданно-негаданно, причём отмахнуться не получится – вопросы по астрономии в ЕГЭ входят, так что «надо». Для учителей физики на переподготовку (курсы повышения квалификации) выделили 36 часов, для учителей математики – аж 72 часа. Ну и поставили 35 учебных часов астрономии для учащихся 10-11 классов. В качестве базового учебника был выбран старый советский Воронцов-Вельяминов, по которому старшеклассники учились еще 60 лет назад. Но книга на самом деле, как сейчас модно говорить, «годная», к ней претензий у меня нет. Другое дело, что академик Воронцов-Вельяминов даже в страшном сне не мог себе представить, что у нас в школах заведут чудовищного монстра под названием «ЕГЭ» плюс введут параноидальные меры безопасности...
Итак, моя знакомая просила помощи – надо было разобраться с КИМами по астрономии и решить-разобрать тестовые задания. Надо сказать, что я любитель-астроном с довольно большим стажем и нормальной теоретической подготовкой; мне и самому было очень любопытно поглядеть, как же предлагается осваивать астрономию современному подрастающему поколению. Впечатлений, честно признаюсь, масса!
Итак, пункт первый. Детям всегда желательно преподавать (любой предмет) не на пальцах, а на живом материале. Во времена Воронцова-Вельяминова собрать и вывести класс поздно вечером на школьный двор – чтобы помёрзнуть и показать звёздное небо, возможно даже в телескоп – не составляло никакого труда. Так что редактор смело мог ставить в учебник задания типа «Найдите на небе звёзды: Арктур, Бетельгейзе и Сириус. Какого они цвета?».
Вопрос: а учительница физики после 36-часового курса переподготовки сможет найти эти звёзды и показать детям? Сомнительно. Вопрос второй: допустим, дело происходит в октябре. На широте Москвы темнеет рано, и увидеть на западе Арктур около 7 часов вечера получится. Зачёт. Но! Бетельгейзе в тот же вечер взойдёт только к полуночи, а Сириус – в половине третьего ночи. Вы понимаете, на что я намекаю, да? Именно: дети околеют от холода, а родители оденут вам учебник на уши. Кстати, в оригинальном Воронцове-Вельяминове такой задачи нет, это позднейшая «добавка» от редакторов. Мне было бы любопытно поглядеть, как они эту задачу будут решать на практике... И сколько нужно будет для такой практики получить разрешений – от родителей, охраны, полиции и ещё Бог знает кого.
А вот задачка по астрономии из скачанных с инфоурока КИМов:
В каком созвездии находится звезда, которая имеет координаты ? = 5 h 20 m, ? = + 100
1. Телец 3. Заяц
2. Возничий 4. Орион
Я достаточно хорошо знаком с северным звёздным небом, но без карты или атласа, «на память», на этот вопрос не отвечу. Тем более, что все варианты ответов – это соседние созвездия, «на глазок» прикинуть не получится.
Смотрю второй вариант из того же КИМа:
В каком созвездии находится звезда, которая имеет координаты ? = 20h 20m, ? = + 350
1. Козерог 3. Стрела
2. Дельфин 4. Лебедь
Слушайте, это уже какая-то бешеная система! Если вы не астроном, то про созвездие Дельфина наверняка слышите первый раз, а уж найти его... Мелкое, без ярких звёзд, в большом городе вообще невидимое из-за засветки... В общем, для ответа на такие вопросы нужен звёздный атлас или карта. Или как вариант – компьютерный планетарий. Обязательно. На экзамене!
Кстати, русский язык в скачанных мной из Интернета КИМах просто ниже плинтуса:
Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют ... (орфография сохранена)
Состав Солнечной система включает ... (та же фигня)
Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется ...
1. Небесной сферой 3. Созвездие
2. Галактикой 4. Группа зрение (орфография оригинала, не моя!)
В общем, изучение предлагаемого списка вопросов повергло меня в ужас. Часть вопросов непередаваемо примитивна – таков, скажем, вопрос «Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется...». Это, простите, как в бородатом анекдоте про институтского преподавателя, который «валил» студентов на экзаменах вопросами «какой предмет мы сегодня сдаём?» и «как меня зовут?».
Другая часть вопросов откровенно сложна – допустим, «Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее наибольшая восточная элонгация повторяется через 1.60 года?». Это никаким – ну никаким!! – образом не школьный уровень, такую задачку можно смело давать студенту физфака (или астрофака). Как решать подобные задачи – в учебнике Воронцова-Вельяминова информация отсутствует (академик был грамотным специалистом и знал, что пишет для школьников).
Нет, друзья, это же нельзя читать без слёз! Вот, пожалуйста:
Звезды по размерам делятся на 4-и типа: обычные звезды, то есть средние, которые соизмеримы по размерам с Солнцем, карлики – в сотни раз меньше Солнца и звезды гиганты, эти звезды (гиганты) в десятки раз больше, а также звезды сверхгиганты в сотни раз больше Солнца. Таким образом, надо запомнить, что звезды бывают нормальными, карликами, гигантами и сверхгигантами. (Стиль, орфография и пунктуация сохранены.)
Чудовищный русский язык – раз, неправильная информация – два. Солнце – это обычный жёлтый карлик; что за «средние» звёзды изобрели авторы текста – непонятно. А вот из описания звёздных классов (и диаграммы Герцшпрунга-Рассела):
Под главной последовательностью внизу находятся субкарлики – красные звезды малой светимости. Они имеют огромную плотность.
В данном случае оказались «перепутанными» субкарлики (звёздный класс VI) и белые карлики (класс VII). Что самое интересное, в тестовых заданиях ЕГЭ по астрономии класс субкарликов на диаграмме Г-Р вообще не показан (в учебнике – показан). Типа «ребёнок и сам догадается». Ага, конечно-конечно!
Напоследок – отрывок из официальной программы по астрономии. Согласно ей, наши старшеклассники будут знать в том числе:
...практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени...
Это очень интересно. Интересно потому, что понятие «географического положения» для светила в учебнике Воронцова-Вельяминова не даётся. Я специально перечитал соответствующий параграф несколько раз – нет его там, нету! И быть не может, потому что географическое положение, круги равных высот и так далее – это уже институтский курс астрономии. Или мореходное училище. Достаём с полки толстый вузовский учебник общей астрономии (Бакулин и другие) – вот там эта информация есть. А в школьном учебнике – нет. Так откуда же старшеклассники «будут знать»? От несчастных наспех переподготовленных учителей физики, до смерти обрадованных свалившейся на их головы астрономией?
А знаете, что мне вся эта история с возвратом астрономии напомнила? Введение в школах тогда ещё СССР курса информатики – точно в том же стиле, в пожарно-приказном порядке. В учителя информатики на краткосрочных курсах срочно «перековывали» всех, кого только можно: в основном математиков и физиков, но бывало что и географов и даже военруков! И был чудовищный «безмашинный» курс информатики от академика Ершова – потому что компьютерных классов элементарно не было. Учителя седели и вешались, ученики и родители недоумевали, как можно изучать компьютеры, в глаза этого самого компьютера (да что там компьютера – микрокалькулятора!) не видя, а руководство принимало рапорты о том, что теперь-то школьники будут разбираться в компьютерах «только так». Ох ты ёж, простите мой французский...
С информатикой ситуация постепенно выправилась, сейчас это вполне полноправная школьная дисциплина, да и компьютеры есть практически везде. И учебники, и методика. То есть и вопрос с кадрами, и вопрос с обеспечением в итоге был решён – ну, прошло конечно лет 10-15, но «утряслось». Думаю и надеюсь, что с астрономией тоже утрясётся рано или поздно – если, конечно, её снова не выкинут из обязательной программы... Но сколько одиннадцатых классов при этом отработают, по сути, подопытными кроликами? Сколько тонн корвалола выпьют учителя и родители? Сколько пройдёт лет? А шут его знает...
Также на эту тему:
Попробуйте выполнить это задание из учебника для пятого класса...
Как относятся к школе сегодняшние родители?
Кому труднее учиться: современным школьникам или гимназистам начала ХХ века?
Друзья, мы не только ворчим, но ещё издаём настоящий (бумажный! интересный!) детский журнал. Его можно полистать по ссылке. Нам будет очень приятно, если он вам понравится и вы расскажете о нём знакомым, у которых есть дети! Спасибо!
Источник