Убью за родину! 19:44 Четверг 0 191
1-04-2021, 19:44

Убью за родину!


Флобер говорил, что писатель – это зеркало, которое несут вдоль дороги. Что это означает? Если вдоль дороги благоухают цветы и жужжат трудолюбивые пчёлы, писатель отразит это. А если – мухи над кучками известной субстанции, то... «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!»

Наша статья о повести Анатолия Алексина вызвала бурю негодования. Краткое содержание претензий: «А ты кто такой?!»

Убью за родину!

Правильно, никто. Поэтому на всякий случай и вспомнил про «зеркало Флобера», прежде чем говорить об Эдуарде Успенском.

Многие придерживаются такого мнения: в семидесятые–восьмидесятые годы Успенский был безусловно хорош. А затем «испортился». В самом деле, ну тошно же читать, как дядя Фёдор берёт кредит в банке!

Писателю изменил вкус? Или он просто отражал те изменения в жизни, которые видел? Вот же – реклама 90-х: мальчик, зарабатывающий протиркой автомобильных стёкол на перекрёстке, несёт дяде в банк свои пять золотых. «А чё такова?»

И вот тут-то снова возникает вопрос, который был поставлен в статье про Алексина, – а может ли детский писатель позволить себе роскошь быть «зеркалом»? Или он должен работать, пропуская «правду жизни» через себя, нейтрализуя зло, делясь с читателем добром и правильными жизненными рецептами?

Как вы считаете?

Кто-то обязательно скажет про «лакировку действительности» и «душную атмосферу официозной красногалстучной лжи». Ну, хорошо. А как вам такая «атмосфера»?..

Незадолго до смерти Эдуард Успенский написал (но, кажется, так не успел издать) книжку о мальчике по имени Оранжик, «маленьком Навальном», который ещё в глубоком детстве «вывел два детских сада на Красную площадь». Потом этот Оранжик поступил в Суворовское училище, а когда пришла пора принимать Присягу, отказался произносить слова «отдать жизнь за Родину»...

Кстати, в интервью телеканалу «Дождь», рассказывая об этой книге, Успенский среди прочего произнёс фразу: «Страна разделилась на десять процентов умных и девяносто процентов идиотов. Я считаю, что я отношусь к умным».

Естественно, Оранжик тоже относится к умным – поэтому он всё подвергает сомнению. Присягу тоже. Защищать родину, говорит, готов, а отдавать жизнь – нет.

В Суворовском училище удивились: а как же широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек? А он им: «Ну и что ж, что широка. Я умру. Зачем мне тогда поля? Зачем леса? Зачем реки?» Вот какой умный Оранжик.

(Вопрос к тем, кто против красногалстучного официоза – ну тут же всё правильно, да? Человеколюбиво?)

Оранжик рассуждал, порассуждаем и мы. Чему учит нас эта книга? Кто-то скажет: «Свободе, независимости, э-э-э... Умению нестандартно посмотреть на проблему, иметь своё мнение и не бояться его отстаивать!»

Но мы с вами копнём глубже. Вместо того, чтобы приветствовать или порицать позицию Оранжика, мы её про-а-на-ли-зируем.

Действительно. Зачем человеку то, чем он не может воспользоваться? Зачем защищать то, что тебе не принадлежит? Защищать надо имущество. Но вы же не будете защищать имущество ценой жизни? «Кошелёк – или жизнь» – кто выберет кошелёк? Дурак только!

«Воевать я готов, а умирать не буду», – говорит Оранжик. И в этой фразе опять же целая философия. Что значит воевать, не умирая? А это значит – убивать. Оранжик готов убивать за родину.

Умереть за имущество – это глупость. А вот убить за имущество... История знает примеры весьма дельных людей, которые так поступали!

Вот какой чудесный мальчик Оранжик, вот какой чудесный писатель Эдуард Николаевич Успенский. При тоталитаризме он писал про Чебурашку и про правильный бутерброд – но это было под давлением режима, под страшным гнётом. Как только наступила свобода, всё замечательно изменилось.

Что такое принуждение духа? Это придание ему формы. Вроде как физкультура – принуждение тела. Живая клетка живёт, покуда заключена в темницу мембраны, как только мембрана лопнет, клетка растекается лужицей гнили.

Закончить этот экспресс-анализ хочется словами Даниила Хармса, тоже вынужденного «под гнётом» писать для детей:

«Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей.

У него не было и волос, так что рыжим его называли условно.

Говорить он не мог, так как у него не было рта.

Носа тоже у него не было.

У него не было даже рук и ног.

Ничего не было!

Так что непонятно, о ком идёт речь.

Уж лучше мы о нём не будем больше говорить».

...А будем говорить про писателей, вспоминать которых приятно.

Далее на нашем канале:

"Честный, советский..." О повести Иосифа Ликстанова "Малышок"

Почему у Кирилки нет фамилии? Повесть "Марка страны Гонделупы"

Как воспитывается мужественность. О рассказах Николая Носова

Второе дно весёлой детской литературы. Об одном стихотворении Агнии Барто

Загадки старой карты. Между строк романа "Кондуит и Швамбрания"

История создания стихотворения "Рассеянный с улицы Бассейной"

[img]"[/img]

Друзья, мы не только пишем для взрослых, но и делаем детский журнал. Посмотрите! Будем рады, если он вам понравится!


Источник


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Картина, благодаря которой Герман Геринг понял, что в мире есть зло 19:07 Вторник 0 184 Картина, благодаря которой Герман Геринг понял, что в мире есть зло [i]Герман Геринг, один из главных военных преступников фашистской Германии, проводя время в ожидании казни, имел возможность читать газеты. Одна из публикаций ошеломила его. По словам очевидцев,

х