Как рассказывали нам многие, через неделю после рождения ребенка его укладывали в колыбель. Встречались однако и такие, которые рассказывали, что укладывали в колыбель через три недели, а то и через сорок дней. В этом вопросе нет определенных установок. Обычно для этого выбирали четверг или пятницу. Эти дни считались благоприятными. Если укладывали ребенка в колыбель в четверг, делали это после обеденного намаза, а если в пятницу, то перед обеденным намазом, рассчитывая, что ребенок будет в таком случае более спокойно чувствовать себя в колыбели. Если рождался первым ребенком мальчик, то семья отца должна была приготовить колыбель. А если девочка — то семья матери (ее родители), да еще должны были, приготовив все необходимое для этой церемонии, навестить ребенка. Они приносили с собой все необходимое для укладывания ребенка в колыбель, подарки для членов семьи, сладости. В набор для ребенка входило: одеяльце, подушка, колыбель (в которой должен находиться матрасик набитый половой от проса), простынка, две длинные матерчатые полоски, расшитые различными узорами,— свивальни, которыми привязывают ребенка к колыбели, маленькие подушечки (их должно быть три, две одинаковые — их клали под руки, третью — на ноги, подушечки были набиты овечьей шерстью), накидка на личико, палочка, продеваемая в матерчатые свивальни, сосуд (в него ребенок испражнялся, можно еще назвать подставкой), трубочка для стекания мочи в баночку (ее делали из костей ягненка).
Считалось, что если в семье новорожденного ребенка приготовят колыбель для девочки, то последующие дети тоже будут девочками, поэтому и не готовили. Колыбель и необходимую палочку делали из дуба, считая, что ребенок проживет долго, если будет в ней лежать.
Еще говорили, что не к добру срубить дерево для приготовления колыбели в четверг, считалось более благоприятным сделать это в пятницу или в понедельник после обеда, желательно осенью. Говорят, что если «срубишь дерево весной, то оно скоро начнет разрушаться». Дерево это надо было срубить на южной стороне горы. К тому же срубить должен был крепкий, здоровый, пожилой мужчина.
Если колыбель мастерили из дуба, то ножки, считалось, лучше сделать из корней боярышника. Если не могли подобрать подходящий корень, делали из ствола. Чтобы ножки не скрипели, к нижней дуге прикрепляли кожу. Говорили, что такая колыбель качается «подобно качели». При изготовлении колыбели гвозди не применялись, все скрепляли фасками и деревянными шпильками.
По внешнему виду колыбель для мальчика отличалась от колыбели для девочки. Боковые стойки колыбели для мальчика соединялись прочной деревянной дугой. Это было удобно, чтобы повесить колыбель на дерево как качели, когда ребенка приходилось брать с собой в поле.
Девочек в поле с собой не брали. На колыбель для мальчика прикрепляли семейное тавро, на колыбель для девочки — полумесяц со звездой, приговаривая: «Пусть лицо ее будет светлым как луна, пусть ее звезда никогда не погаснет».
Кроме колыбели, для детей имелись и специальные лежаки-доски, детей к ним привязывали, когда надо было куда-нибудь пойти. Следует отметить, что пока ребенку не изготовили колыбель, а он беспокойно вел себя, иногда ее одалживали у соседей, но эта колыбель должна была быть такой, в которой не умер в младенчестве ребенок и выросло много здоровых детей. Если ребенка везли к родителям матери, а у них колыбели не было, то ее брали с собой. Когда ребенка первый раз укладывали в колыбель, приглашали женщин-соседок, чтобы они пообщались с гостями. Угощали их, молились Аллаху за ребенка. Ребенка в колыбель укладывала бабушка, но если бабушки не было, то отец и мать вместе находили спокойную, степенную женщину, имеющую своих детей. Перед тем как уложить ребенка в колыбель, делали вид, что туда укладывают спать кот к у, приговаривали: «Пусть спит крепко, как старая кошка, пусть будет спокойным». Считали, что колыбель — это дом ребенка, поэтому говорили: «Пусть Аллах сделает твой дом теплым, спокойным, счастливым, чтобы ты мог спокойно спать». Уложив ребенка в колыбель, подушку под голову не клали. Когда ребенка укачивали, голова его должна была болтаться. Благодаря этому голова его становилась круглой, красивой. Если голова была красивой, то и лицо становилось красивым. Недаром ведь говорят: «При круглой голове не может быть неприятного лица», «Посмотрев на макушку ребенка, видишь и его лицо». Вот такие головы и называют «адыгская голова». Чтобы ребенку было удобно в колыбели, под голову клали завернутые вместе Коран, кусочек железа и дольку чеснока. Над головой в колыбели вешали голубые бусы, а чтобы не сглазили, на лоб ребенка наносили мазок сажи.
Как рассказывают, детям пели колыбельные песни. Кто найдется из взрослых такой, кому в детстве не сочиняли и не пели колыбельные песни? Но к сожалению, они не помнят определенных колыбельных песен, но в каждой семье для ребенка сочиняли свои. Таким способом бабушки в песнях выражали то, что они желали видеть в своих внуках, когда те станут взрослыми, какими качествами и характером должны они обладать.