
— Асхад Туркубиевич, пандемия и все вытекающие из нее последствия — сложная эпидобстановка во всех странах, закрытие границ — наверняка отразились на потоке прибывающих в республику соотечественников. Как в условиях коронавируса строили работу центра?
— Несмотря на все сложности, о которых вы сказали, мы не прекращали работу. В течение 2021 года разрешение на временное проживание мы выдали 16 соотечественникам, 40 получили вид на жительство, 185 — гражданство РФ.
Конечно, поток снизился: за 2020-й и прошедший период 2021 года по программе добровольного переселения соотечественников в республику переехали всего 80 репатриантов. Хотя мы знаем, что желающих связать свою жизнь с исторической родиной гораздо больше. Мы поддерживаем связь с зарубежными диаспорами.
Совсем недавно в Адыгее прошел съезд Международной черкесской ассоциации, который как раз собрал в республике представителей Адыгэ Хасэ из Иордании, Турции, Сирии. В диаспорах искренне интересуются, чем живет республика, как строится работа нашего центра и профильного комитета Адыгеи. Они знают, что республика готова встретить и помочь обосноваться на исторической родине каждому, кто пожелает связать с ней свою судьбу. Повторюсь: сейчас главная проблема для переезда — это ситуация с коронавирусом.
Что касается репатриантов, которые уже живут в Адыгее, то в период пандемии им была оказана существенная поддержка. Нуждающиеся, многодетные, малоимущие семьи соотечественников получили более тысячи продуктовых наборов. Гуманитарную помощь оказывали власти, неравнодушные предприниматели, партия «Единая Россия», Фонд экс-президента Адыгеи Хазрета Совмена.
Но и сами соотечественники вносят вклад в борьбу с коронавирусом. Многие из них работали и продолжают работать в красных зонах инфекционных госпиталей. В основном это молодые люди. Они приехали на историческую родину получать образование, но остались здесь жить и работать и стали ценными специалистами. Мы действительно получаем очень много хороших отзывов об их работе.
— Молодые люди приезжают на историческую родину учиться. Репатрианты из Сирии, когда в стране были активные боевые действия, бежали от войны… А что еще движет людьми, которые готовы бросить все, что строили долгие годы в одной стране, и переехать в другую?
— Желание быть ближе к корням, связать свою жизнь с исторической родиной. Да, есть те, кто переехал вынужденно, спасаясь от войны. Но большой процент и тех, кто приехал действительно по зову сердца. И это не просто красивые слова. Есть семьи, у которых, к примеру, в Турции были свой бизнес, хороший дом и в общем-то стабильная и хорошая жизнь. Но они все продали и приехали в Адыгею, потому что об этом мечтали. И что самое важное — здесь они готовы браться за любую работу, лишь бы обосноваться в республике.
Соотечественники вносят вклад в борьбу с коронавирусом. Многие из них работали и продолжают работать в красных зонах инфекционных госпиталей. В основном это молодые люди. Они приехали на историческую родину получать образование, но остались здесь жить и работать и стали ценными специалистами
И большинство из них с этим успешно справляются. Они находят себя в профессиональном плане, работают в сфере медицины, учителями, строителями, инженерами. У кого-то получается открыть бизнес: есть семьи, которые занимаются сельским хозяйством, туризмом. А у кого-то даже исполняются профессиональные мечты. К примеру, нынешняя звезда ансамбля «Исламей» Абир Дер. Хорошо помню ее историю. Она с супругом и детьми жила в нашем центре, и многие говорили, что она хорошо поет. Когда мы готовились к празднованию Дня репатрианта, я попросил Аслана Нехая (художественный руководитель «Исламея». — Прим. ред.) прослушать ее. В итоге она выступила на празднике, а затем стала частью нашего легендарного коллектива. Как она сама признавалась, когда-то о таком и мечтать не могла. И таких историй немало.
— С какими трудностями сталкиваются соотечественники в первое время после возвращения на историческую родину?
— В основном главная сложность — незнание русского языка. По понятным причинам непросто найти работу. У нас есть опыт организации языковых курсов. И опыт успешный, мы им даже делимся с коллегами из Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В любой момент, когда будет сформирована группа, мы готовы снова организовать курсы. Но хочу отметить, что соотечественники сами успешно справляются с изучением. Та же Абир сейчас свободно поет песни на русском. Потому что вокруг много людей, готовых поддержать.
Приведу пример. На одной из автомоек работает парень из Сирии. Там часто собирается молодежь. И я не раз замечал, что ребята с ним общаются не на адыгейском, а на русском языке. Однажды спросил почему. Говорят, помогают ему практиковаться. Адыгейский большинство репатриантов знает отлично с детства — в диаспорах язык сохраняют, в семьях говорят на нем. А вот русский приходится учить с нуля. И, конечно, лучше всего это делать общаясь.
— Асхад Туркубиевич, сейчас в центре адаптации живут семьи?
— Да, живут 12 семей соотечественников, прибывших из Турции, Сирии и Косово. Всего 43 человека. Вообще мы бы хотели сделать центр местом, где соотечественники смогут обосноваться на период урегулирования юридических моментов. По закону у всех репатриантов, которые приезжают в Адыгею и начинают оформлять документы, необходимые для возвращения, должна быть регистрация временного проживания. Мы им и дадим такую возможность. Для этого у нас в планах, в частности, провести реконструкцию. Документы для этого готовятся.
— Знаю, что вы включены в работу по благоустройству аула Мафэхабль, где компактно проживают соотечественники. Аул развивается?
— Мы оказываем помощь в получении участков в Мафэхабле, и аул разрастается. Уже построено 82 дома, еще 42 — в стадии возведения, соотечественниками подано 240 заявлений на выделение земельных участков. Населенный пункт благоустраивается, участвует в госпрограммах, здесь при поддержке руководства республики создается инфраструктура для комфортной жизни. Весной, к примеру, завершилось строительство газопровода, за что соотечественники очень благодарны.
Справка
В этом году День репатрианта отмечают в 23-й раз. Памятная дата была учреждена в 1998 году в честь возвращения на историческую родину адыгских соотечественников, выехавших из зоны вооруженного конфликта в автономном крае Косово. Сейчас в Адыгее проживают репатрианты, вернувшиеся из разных стран — Турции, Сирии, Иордании, Израиля, государств Европы. Источник: Газета Советская Адыгея













