В России существует семнадцать специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) закрытого типа, куда попадают дети за совершенные правонарушения. Майкопское СУВУ — крупнейшее в стране место подобного плана. Здесь нет решеток и колючей проволоки, а директор образовательного учреждения убежден: дети должны воспитываться в благоприятных условиях, чтобы увидеть, какой замечательной может быть их жизнь.
Адаптация
Здесь находятся мальчики в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. Ежегодно курс реабилитации проходят сто тридцать пять детей из разных уголков страны. Сюда их отправляют по решению суда на срок от полугода до трех лет. Преобладающее большинство статей — кража, грабеж, разбой, угоны. Как отмечает заместитель директора по социально-психологической работе Саида Хут, причин, почему дети начинают нарушать закон, много.
— В основном это неблагополучное социальное окружение. Мы наблюдаем огромную педагогическую и семейную запущенность, при которой не выстроены детско-родительские взаимоотношения, и в окружении ребенка нет значимого взрослого, который бы уделял ему внимание, — объяснила Саида Хут.
Во время следствия и оглашения приговора мальчишки, совершившие правонарушение, не видят ничего, кроме общественного осуждения. В голове рисуются тюремные картинки — именно так обычно выглядит судьба всех преступников. Поэтому первый месяц в Майкопском СУВУ подростки ведут себя крайне настороженно. Так начинается период адаптации, а вместе с ним — кропотливый труд психологов, педагогов и воспитателей.
Основная сложность в работе с такими детьми — их абсолютное недоверие к взрослым. В прошлом их только ругали, поучали, давали понять, что они хуже других. Этот стереотип приходится ломать. По большому счету, эти дети не видели тепла ни от родителей, ни от окружающих, и этот пробел необходимо восполнить, иначе результата не добьешься.
Новоприбывших воспитанников сразу определяют в класс обучения, потом дети выбирают себе профессию и решают, в какие кружки и спортивные секции будут ходить. В этот период изучаются их личные дела, медицинские карточки, социальный статус. Они сразу же включаются во все подходящие программы индивидуальной реабилитации.
— У нас учреждение многоуровневого плана. Реализуются программы начального, основного и среднего общего образования. Кроме того, с одиннадцати лет дети проходят профессиональное обучение и получают свидетельства установленного образца. Зачем это надо? Чтобы у них была возможность официально подработать. Те, у кого есть основное общее образование, получают одну из четырех профессий —штукатур, садовод-овощевод, каменщик и столяр. Отсюда дети уезжают с дипломами, рабочими профессиями и присвоенными разрядами, — сообщила Саида Хут.
На территории Майкопского СУВУ есть хорошо оснащенный учебный корпус, девять мастерских для производственной практики, учебно-опытные участки — сад, теплица, открытый грунт, где дети отрабатывают практику по профессии садовода-овощевода. Есть баня, прачечная, столовая, медицинский и спальный корпуса, библиотека, спортивные и игровые объекты для младших воспитанников. Для общего развития работают кружки и спортивные секции, среди которых шахматы, рисование, творческая мастерская, видеография, вокал, борьба, дзюдо, самбо, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, волейбол, баскетбол и многое другое.
Особое место в жизни воспитанников СУВУ занимает футбол — любимая игра мальчишек всех возрастов. Здесь все серьезно: регулярные тренировки, тяжелый труд и соревнования. Тренеры поддерживают связь с Российским футбольным союзом, принимая участие в различных проектах. Среди них — проект «Будущее зависит от тебя», созданный для социальной адаптации детей-сирот и детей, находящихся на попечении государства. Несколько лет назад над воспитанниками Майкопского СУВУ взяли шефство футбольные комментаторы телеканала «Матч ТВ» — они оказывают помощь ребятам, вовлекают их в спорт, привлекают к здоровому образу жизни. А для мальчишек каждая такая встреча — настоящий праздник. Еще бы — они могут вживую поговорить с теми, чьи голоса слышат во время футбольных трансляций!
С 2019 года Майкопское СУВУ получило спортивно-оздоровительную базу в поселке Шунтук — там дети отдыхают на летних каникулах. В программе — спортивные игры на свежем воздухе, занятия на скалодроме, а также поездки на термальные источники, в Гузерипль и на плато Лагонаки. До пандемии ребят ежегодно вывозили на море.
— У нас содержатся малолетние правонарушители. Чем мы руководствуемся, создавая такие условия для них? Тем, что эти дети были лишены нормальных социальных условий для развития, учебы, выбора жизненного пути. И мы даем им это, чтобы ребята поняли, что можно вести позитивный образ жизни. Такой досуг помогает естественно переориентировать детей. Они совершали правонарушения, поскольку часто оставались без внимания взрослых и были предоставлены сами себе. Когда этих детей окружают вниманием, заботой и их досуг обеспечен, тогда они начинают раскрываться, проявляют мотивацию к учению, у них появляются разнообразные интересы, — объяснила Саида Хут.
Директор Майкопского СУВУ Аслан Хут относится к детям по-отечески. Он проводит с ними выходные, и ребята воспринимают это по-особенному, между ними давно сложились теплые отношения. При виде его дети спешат рассказать про свои успехи, обиды и чувства.
— Мы разговариваем обо всем на свете. Я считаю, что отношения с детьми должны быть доверительными, чтобы они могли раскрыться до конца. И самое главное — этих детей надо любить, несмотря на то, что они все нарушили закон. При всех недостатках у каждого есть свои достоинства, увлечения, сильные стороны. Наша задача — выявить их и за время пребывания здесь максимально раскрыть. Основная сложность в работе с такими детьми — их абсолютное недоверие к взрослым. В прошлом их только ругали, поучали, давали понять, что они хуже других. Этот стереотип приходится ломать. По большому счету, эти дети не видели тепла ни от родителей, ни от окружающих, и этот пробел необходимо восполнить, иначе результата не добьешься, — поделился директор Майкопского СУВУ Аслан Хут.
Такой подход оказался самым правильным и нашел отклик среди воспитанников.
— Когда страшно, дети себя чувствуют плохо, не хотят разговаривать со взрослыми и понимать их. А здесь все понимают с первого раза и стараются сделать так, чтобы порадовать старших. Еще мне нравится, что нам показывают иной образ жизни поступками и отношением, а не только словами, — поделился семнадцатилетний Артем из Липецка.
Реабилитация и медиация
— Сейчас мы внедряем в работу медиативный подход, при котором правонарушитель осознает свою вину, прорабатывает чувства и эмоции, связанные с тем, что случилось, и приносит извинения жертве. Такие встречи организуются вместе с законным представителем ребенка и сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних еще до направления к нам, — сообщила Саида Хут.
Во время реабилитации психологи Майкопского СУВУ прорабатывают ситуации, в которых оказались дети, предлагая им примерить на себя роль жертвы, преступника и представителей закона.
— Дети проигрывают эту ситуацию в разных образах. И, что интересно, они все изначально негативно относятся к представителям закона. Но в процессе занятия вступают в конфликт с собой, потому что тот образ, который они примеряют, противоречит их убеждениям. Как психолог, я наблюдаю, сколько внутренней борьбы происходит в ребенке. Вроде ему надо сыграть роль сотрудника полиции, а у него внутреннее сопротивление, недоверие. Моя задача — помочь осознать, где образ, а где личное отношение. В результате дети начинают понимать, что они совершили, и меняют свои взгляды, — рассказала Саида Хут.
Также в СУВУ работают над педагогической реабилитацией. Дети из неблагополучных семей часто получают в школе ярлык неудачника, им не доверяют и не включают их в школьные мероприятия. Здесь, наоборот, их погружают в общественно значимые дела, и они чувствуют ответственность. Работает такой фактор, как ситуация успеха, — ребята начинают верить в себя и меняются на глазах.
— В принципе, это абсолютно обычные дети, вовремя не получившие должного внимания. Считается, что травму получает только жертва преступления, а преступники — исключительно злодеи. Но правонарушения этих детей — также следствие полученных травм. Когда мы изучаем их личные дела, проводим диагностические работы, стараемся найти и понять, что именно привело к совершению преступления, то виной оказывается социальное окружение, в котором они находятся, — объяснила Саида Хут.
Истории
Ее слова подтверждают истории мальчишек, которые попали в СУВУ на перевоспитание.
— Я связался с плохой компанией. Сначала давай выпьем, потом давай машину угоним. Делая это, я совсем не думал о последствиях. Теперь-то понимаю, какую ошибку совершил, в будущем не повторю ее ни за что! Здесь я занимаюсь тяжелой атлетикой, учусь на каменщика, а когда вернусь домой, стану трактористом, как мои отец и дед, — рассказал семнадцатилетний Алексей из Томской области.
В аналогичной ситуации оказался и другой ребенок, который при виде журналиста сам вызвался рассказать свою историю.
— Я попал сюда за кражи — воровал телефоны, велосипеды. В моей компании все этим занимались, никто не думал, что нас поймают. Лучше бы я этого не делал — жил бы себе спокойно дома. Если мне снова предложат воровать, я просто отвечу, что мне хватило трех лет за прошлое. Очень хочется домой к родителям и сестрам, хотя здесь к нам хорошо относятся и не ругают. Мне кажется, это очень важно, ведь если к нам по-дружески, то и мы тоже хорошо себя ведем, стараемся, — поделился четырнадцатилетний Максим из Салехарда.
К сожалению, повлиять на семью, изменить окружение ребенка невозможно. Если родители, к примеру, ведут асоциальный образ жизни, то все понимают, что ребенок вернется в прежние условия. Поэтому в Майкопском СУВУ особый упор делается на формирование социальной и личностной жизнеспособности детей.
— Здесь работают психологи, воспитатели, логопеды, педагоги. Усилия всех специалистов направлены на то, чтобы дать ребенку образование, профессию и научить планировать свой дальнейший жизненный путь. Мы изучаем, какие есть спортивные клубы, школы, секции, кружки, в которые дети смогут ходить по возвращении домой. Ищем бесплатные или наиболее бюджетные варианты. Мы отрабатываем навыки позитивного общения, коммуникации, учим их способам избегания или разрешения конфликтов, — рассказала Саида Хут.
Дети часто не хотят возвращаться в прежнюю школу, потому что вместе с этим к ним вернутся прежние ярлыки, отношение учителей и одноклассников. Поэтому специалисты СУВУ подбирают новую школу, в которой можно начать жизнь с чистого листа.
— Мы понимаем, какой путь прошел ребенок, как он изменился. Но для других людей все выглядит так, будто он просто отсутствовал и вернулся. Поэтому сейчас мы стараемся делать упор на преемственность, чтобы во внимание была взята вся проделанная работа. Если школа остается прежней, то мы учим детей выстраивать коммуникацию в другом ключе. Мы поддерживаем тесную связь с комиссией по делам несовершеннолетних и стараемся, насколько это возможно, обеспечить социальную защиту своих выпускников, чтобы они продолжили образование, трудоустроились, получили поддержку взрослых, которые могут оказать на них положительное влияние, — добавила Саида Хут.
Судьба выпускников
Статистика последних лет радует, потому что многие ребята создают семьи, поступают в колледжи, получают высшее образование, трудоустраиваются. Они присылают фотографии, звонят, делятся успехами.
— После выпуска мальчики постоянно звонят мне, как только появляется повод порадовать. И за советами тоже обращаются. Буквально сегодня парень из старшей группы звонил — решил жениться и спрашивал у меня, что делать, как правильно попросить руки девушки у ее родителей, — поделился старший воспитатель пятой бытовой группы Заур Чамоков.
Успехи выпускников вызывают у сотрудников СУВУ огромную гордость. Так, недавно состоялась онлайн-встреча с бывшим воспитанником, который создал свою бригаду и занимается отделочными и строительными работами. Этот парень поделился своей историей с детьми, рассказал, как можно построить жизнь с теми профессиями, которые дают в СУВУ, и наглядно показал, что успех каждого — в собственных руках. Источник: Газета Советская Адыгея