"Неистовый Роланд" [итал."Orlando furioso"] – самая эпичная рыцарская поэма эпохи Возрождения, оказавшая сильное влияние на развитие всей европейской литературы. Автор, итальянец Людовико Ариосто создал её в далеком 1516 году. Нам она интересна в связи с тем что среди её персонажей встречается и наш соплеменник, "Гордый царь Черкесии" Сакрипант [Sacripante].
Сакрипант является символом, образцом рыцарства не только в произведении Ариосто, но и в поэме "Влюблённый Роланд" [итал."Orlando Innamorato"] другого итальянца эпохи Возрождения, Маттео Боярдо. В произведении он показан одним из благороднейших воинов не только среди "сарацин", но и "франков". В самой поэме он именуется "Истинным рыцарем", а его слава равна славе легендарного Роланда.
"Бешенствует гневливый черкес,
Но прямым тебе словом говорю:
Позабудь о моем скакуне!
Не быть ему твоим,
Покуда в руке моей меч,
А не станет меча –
Буду биться клыком и когтем!"
["Неистовый Роланд". Песни XXVI-XLVI]
Известно также об еще одном черкесе из еще одного классического европейского произведения эпохи Ренессанса, о могучем Арганте. Речь идет о поэме итальянского поэта 16 века, Торквато Тассо «Освобождение Иерусалима». Так же как и в произведении Людовико Ариосто, черкес Аргант (Circasso Argante) представлен благородным и бесстрашным воином, бросающий вызов сильнейшим.
Весть о приближении войска крестоносцев повергает в ужас султана Египта, но правитель Иерусалима, жестокий Аладин решается дать бой и собирает войско мусульман, среди которых выделяется своим могучим сложением и ростом, великан-черкес Аргант, а также дева-воительница Клоринда. Среди христианских рыцарей лучшими были – Готфрид, Танкред и Ринальдо, «сын италийской земли». Из поэмы следует, что черкес был наемником в войске мусульман. Жажда военных приключений привела его в Египет, где он достиг высокого положени.
"... Черкес Аргант. В Египет он явился
как искатель приключений.
И звания сатрапа там достиг.
Отвагу боевую обнаружив,
Высокое он в войске занял место.
Нетерпеливый, яростный, упорный,
Усталости не знающий, привык
Лишь одному мечу он поклоняться."
[Torquato Tasso, «La Gerusalemme liberata»]
Но помимо Арганта в поэме упоминаются и другие черкесы: "Вокруг престола верные черкесы". Видимо речь о "черкесской гвардии" Саладина который послужил прообразом Аладина, властителя Иерусалима. О черкесской гвардии Саладина упоминает Вальтер Скотт, в своем историческом романе "Талисман", посвященном Третьему крестовому походу:
«Облако пыли впереди рассеялось, и сквозь него показалась двигавшаяся навстречу англичанам конница совершенно иного и более обычного вида в полном боевом вооружении, достойная служить личной охраной самого гордого из восточных монархов. Великолепный отряд состоял из пятисот человек, и каждая лошадь в нем стоила княжеского выкупа. На всадниках, молодых черкесских воинах, были шлемы и кольчуги из блестящих стальных колец, которые сверкали как серебро, одежда самых ярких цветов, у некоторых из золотой и серебряной парчи, кушаки, обвитые золотыми и серебряными нитями, роскошные чалмы с перьями и драгоценными камнями; а эфесы и ножны их сабель и кинжалов дамасской стали были украшены золотом и самоцветами… Теперь Ричард понял, что приближается сам Саладин, и занял место во главе своего отряда»…
Таким образом, черкесы оставили свой заметный след в классической литературе Европы. Примечательно, что во всех произведениях они являются носителями одинаковых качеств – самоотверженности и воинственности.