Можно ли считать орстхоевцев (карабулаков) промежуточным народом между черкесами и вайнахами ? Народ, безусловно чеченского происхождения, тем не менее впитавший в себя массу этнических особенностей адыгов, в ходе многовековых контактов. Или даже более того, являясь изначально смешанным по происхождению, орстхоевцы не теряли связей с черкесами и отдавали именно им предпочтение в выборе культурных и иных связей.
"Не лишнее заметить, что карабулаки, считавшие себя потомками древней чеченской аристократии, всегда держались в стороне от других племен и старались входить в родственные связи только с кабардинцами. Подобные отношения, вероятно, и были причиной, по которой остальные чеченцы относились к карабулакам почти с такой же враждебностью, как и к надтеречному селению Брагунам, в котором проживали потомки чеченских владетельных фамилий. Замечено, что в таких социальных взглядах на свое внутреннее устройство чеченцы сближались с шапсугами Закубанского края — племенем также исконно демократическим; к этому сходству надо прибавить еще и загадочное деление этих двух народов на Большую и Малую Чечню, и на Большого и Малого Шапсуга." [Потто В.А. Кавказская война. "Время Паскевича, или Бунт Чечни".]
В 80–х годах прошлого столетия чеченский историк–краевед Аслан Сераждинович Эльмурзаев подготовил сборник очерков «К этнической истории орстхойского народа», часть которого послужила несколько позже основой для эссе «Многоликая Россия: Кавказ и его народы. Арстхой». Здесь он пишет: «К началу XIX века орстхо представлены родоплеменными группами астаной, ашхой, белхарой, булгучой, галай, гандало, гарчой, г1ажарой, мержой, мужухой, хой, фарги, цечой, частично шатой, а также их многочисленными патронимиями… В XVIII в. и раньше более употреблялись при самоназвании арште, ирустой, аристеной… В прошлом (XV–XVII вв.) помимо перечисленных родов в этот перечень входили абзой, арбий (арбай), и, согласно преданьям – дай и жанеевцы. У арстхойцев много преданий, в том числе и несколько связанных с их происхождением. Одно из таких преданий, древнейшее, передающееся из поколения в поколение записал А.Эльмурзаев: «Мы орстхой и потомки орстхой. Наши предки занимали эти земли еще при иных посланниках–пророках, во времена Мусы (в другом варианте сказано: «до пророка Исы»)… После чеченцев и ингушей нам родственны черкесы : абзой, жани, шепсаги и др.»