Экспорт продукции предприятий-получателей поддержки в Адыгее по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в этом году показал существенный рост. О том, что повлияло на такой результат, чего ожидать в будущем и на какую помощь можно рассчитывать малому и среднему бизнесу в регионе, в интервью «СА» рассказал руководитель структурного подразделения Центра поддержки предпринимательства региона — Центра поддержки экспорта в Адыгее Алий Дедухов.
— Алий Казбекович, какие товары экспортирует Адыгея?
— Основные товары, которые экспортируются из республики, — это молочная и кисломолочная продукция, подсолнечное масло, механическое оборудование, пиломатериалы, безалкогольные напитки, гофрированный картон, эфирные масла, бытовая химия, нешелушеный рис, кукурузные зерна, сельскохозяйственная техника.
Товаропроизводители республики отправляют продукцию более чем в тридцать стран мира. Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Адыгеи являются страны СНГ, Ближнего Востока, Турция, Китай, Израиль, Литва, Украина, Азербайджан. В этом году география экспорта расширилась и к этим странам добавились Вьетнам, Нидерланды, Грузия и Германия.
— В чем сильная сторона наших производителей? Почему зарубежные покупатели обращаются именно к ним?
— Увеличение спроса на экологически чистую аграрную продукцию — это мировая тенденция последних лет. Люди больше обращают внимание на свое здоровье, больше ценят качественные продукты. Зарубежные покупатели, особенно страны Евросоюза, требуют максимальной экологичности и пользы от потребляемой пищи.
Товаропроизводители республики отправляют продукцию более чем в тридцать стран мира. Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Адыгеи являются страны СНГ, Ближнего Востока, Турция, Китай, Израиль, Литва, Украина, Азербайджан
Поэтому, несмотря на насыщенность рынков развитых стран и высокую конкуренцию, товары наших производителей имеют там устойчивый спрос. Кроме того, есть определенные рынки, где продукция российского производства изначально считается качественной и экологичной, например, вьетнамские и китайские потребители считают все наше априори хорошим и вкусным.
— Если наша продукция настолько востребована, то чего не хватает потенциальным экспортерам для успешной работы? Какую помощь оказывает Центр поддержки экспорта?
— Список инструментов очень обширен. Центр оказывает информационную, консультационную и организационную поддержку малому и среднему бизнесу: мы помогаем в поиске зарубежного партнера, сопровождаем экспортные контракты от разработки до заключения договора, организуем участие производителей региона в международных выставках и бизнес-миссиях, осуществляем перевод материалов на разные языки, организуем обучающие семинары по экспортной тематике и оказываем еще много других действенных мер поддержки для экспортеров и экспортно ориентированных предпринимателей.
Мы понимаем преимущества продукции, производимой в республике, остается только «направить» производителя, постараться помочь выстроить правильный маркетинг, переговорный процесс с партнерами.
— Экспортируем товары, защищенные географическим происхождением?
— Такие тоже есть. Адыгейский сыр — самый яркий пример. Мы активно продвигаем региональный бренд за границей, производители сыра принимают участие во всемирно известных крупных продуктовых выставках, бизнес-миссиях. Также поддерживаем другие исконно наши продукты и гастрономические бренды, такие как адыгейская соль. Сейчас мы ожидаем восстановления всегда высокого показателя экспортных поставок подсолнечного масла.
— В чем сложность организации экспорта для сельхозпредприятий? Необходима сертификация?
— Да. В первую очередь это сертификация сельхозпродукции, процесс подтверждения ее соответствия требованиям в стране экспорта — вот основные требования иностранных покупателей. В каждой стране существуют правила и требования для ввоза продукции, зачастую упираемся только в то, что у производителя нет международного сертификата, подтверждающего, что продукция соответствует требованиям международных стандартов и внешних рынков.
Оформление сертификата занимает определенное время и требует значительных средств. Наш центр на условиях софинансирования возмещает до 80% затрат по сертификации. Сегодня добрая половина неудачных переговоров с иностранными покупателями происходит из-за отсутствия разрешительной и сертифицирующей документации производителя. При полной договоренности о цене, сроках и условиях поставки терять покупателя из-за подобной проблемы обидно вдвойне. Мы надеемся, что с помощью господдержки количество предприятий республики, сертифицированных под требования иностранных рынков, с каждым годом будет расти. Многие руководители предприятий уже осознали все плюсы, которые дает эта опция.
— Менталитет бизнес-сообщества поменялся за время работы центра?
— Он меняется. Но не с такой скоростью, с какой хотелось бы. Однако положительная тенденция есть. В пользу этого говорит тот факт, что к нам приходят все новые и новые организации. Группы товаров, о которых мы раньше не знали, появляются в разработке на экспорт. Это защитные каски и очки, газовые и электрические котлы, продукция мастеров-ремесленников и многое другое. Важно поддержать каждого пришедшего предпринимателя и поднимать количество начинающих экспортеров в регионе.
— Они не верили, что поддержка поможет, а сейчас видят положительные примеры?
— Многие говорили, что не знали о нас. Кто-то не приходил, потому что не понимал, как это все работает. Кого-то останавливал стереотип, что раз это государственная поддержка, то потом не избежать разного рода проверок. Мы пытаемся эти стереотипы разрушать. Объясняем: «Вы приходите, получаете меры поддержки, и все, что нам нужно — это чтобы вы экспортировали». Чем больше, тем лучше. Вот наша основная цель и показатель нашей деятельности.
— То есть сейчас предприниматель воспринимается не спекулянтом, как в советское время, а важной единицей, которая развивает экономику государства, создает рабочие места, платит налоги?
— Малый бизнес — основной ротор экономического развития. Поэтому государство так серьезно к этому подходит, разрабатывая и поддерживая отдельный нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства, программы поддержки самозанятого населения. Это не какая-то теория. Во всех развитых странах один из основополагающих факторов стабильной экономики — это развитость малого и среднего предпринимательства и вовлечение в бизнес населения. Поэтому наши экспортеры для нас на вес золота.
— Малый и средний бизнес больше нуждается в поддержке?
— В данный момент государство считает, что да. Хотя помощь нужна всем.
— На крупных предприятиях, как правило, есть свои специалисты, а порой и целые отделы по внешнеэкономической деятельности (отдел ВЭД), свои юристы и так далее. Можно ли сказать, что в малом и среднем бизнесе эта функция частично ложится на Центр поддержки экспорта?
— Да. На начальном этапе мы становимся для этих предприятий практически отделом ВЭД. То есть предпринимателю не надо сразу нанимать ВЭД-персонал, который будет вести экспортную деятельность. За него это делает Центр поддержки экспорта. Со временем экспортер набирается опыта и уходит в свободное плавание, понимая требования и тонкости внешнеэкономической деятельности.
— Наверное, тяжело найти специалиста по ВЭД? Все-таки это узкая направленность… Были случаи, когда вы помогали «переквалифицировать» специалистов из сотрудников предприятий, которые обращались за поддержкой?
— ВЭД-специалиста найти непросто. В некоторых вузах есть специализированные факультеты, но в регионах с этим проблемы, не хватает подобных специалистов и в столице страны. Поэтому да, предприятию приходится его «воспитывать» самостоятельно, направлять на курсы повышения квалификации. В этом Центр поддержки экспорта также оказывает существенную помощь. Мы организуем семинары, вебинары, мастер-классы по вопросам ведения ВЭД. Привлекаем высококвалифицированных специалистов для обучения как основам ведения экспортной деятельности, так и для разъяснения узконаправленных вопросов, к примеру таможенного регулирования, особенности ведения бизнеса в тех или иных странах. Стараемся выбирать тематику с учетом запросов предпринимателей.
— Поговорим о предприятиях, которые уже экспортируют, но не в таких объемах, как им хотелось бы. На этом этапе Центр может помочь «разработать» новые рынки? Есть такие примеры?
— Конечно. К примеру, предприятие по производству сельхозтехники в Красногвардейском районе. Компания на рынке уже более 10 лет, производит прицепную сельхозтехнику. В ее планах — расширение географии экспорта. С этой целью нами был организован поиск зарубежных партнеров в Сербии, и в сентябре компания при поддержке центра приняла участие в международной сельскохозяйственной выставке в сербском городе Нови-Сад.
Есть еще одна интересная компания — в Тахтамукайском районе. Она производит бытовую технику, стиральные машины под несколькими брендами. В этом году мы начали ее поддерживать, и довольно результативно.
— Какая поддержка понадобилась этому предприятию?
— Поиск зарубежных партнеров. С одним из найденных партнеров уже заключен долгосрочный контракт. Сейчас прорабатываем для них оформление сертификации для поставок в Евросоюз, заказали маркетинговое исследование, которое покажет, в каких странах Евросоюза этот сегмент техники будет востребован, подойдет по цене и качеству.
— Кто проводит такие исследования?
— Есть хорошо зарекомендовавшие себя опытные компании, которые мы привлекаем. Маркетинговое исследование выполняется не быстро, потому что включает в себя полное изучение страны: объем целевого рынка по выбранному товару, оценку потенциальных потребителей, покупательской способности, конкурентной среды, прогнозы потребления в течение следующих лет, списки потенциальных покупателей, информацию о тарифных и нетарифных ограничениях на импорт и многие другие нюансы, необходимые предприятию для вхождения в новый рынок сбыта продукции.
— А в плане ведения переговоров как-то можно подготовить предприятия, у которых нет опыта международного делового общения?
— Безусловно. Тем более есть тонкости в зависимости от того, о какой стране идет речь. Одним из приоритетных направлений экспорта для товаропроизводителей Адыгеи считается Ближний Восток. Мы участвуем в международных выставках, организуем бизнес-миссии, принимаем делегации бизнесменов у себя, в стенах центра, а в январе в целях подготовки наших предпринимателей провели круглый стол с экспертами по особенностям ведения бизнеса в странах Ближнего Востока. Мелочей в этом деле нет, во время переговоров важно, как ты разговариваешь, с чего начинаешь, как при встрече подаешь руку, как садишься. Можно сорвать сделку, просто не зная о таких тонкостях, и, наоборот, заключить выгодный контракт, учтя социокультурные особенности иностранного партнера.
— То есть вы перед переговорами проводите работу с будущими экспортерами и даете ценные указания по ведению диалогов?
— Да. У нас многогранная работа. Все зависит от ситуации. Где-то экспортера надо направить, где-то помочь сделать адаптацию упаковки товара под зарубежный рынок, где-то подготовить контракт.
Бытует мнение, что некоторые меры поддержки, к примеру образовательные, исследовательские мероприятия, не дают такого практического эффекта, как участие в международной выставке или организации выезда делегаций в бизнес-миссию. Это абсолютно неправильная позиция. Крупные мероприятия требуют понимания и подготовки. Важно, и какой состав делегации, и то, как себя вести, как предлагать продукцию.
У нас есть опытные, грамотные экспортеры, но их пока меньшинство. Наша же задача — распространить лояльность как малого и среднего бизнеса, так и населения в целом к экспортной деятельности, создать позитивный общественный фон. В идеале нужно, чтобы не только большие предприятия приходили и налаживали с нашей помощью поставки. Нужно, чтобы понятие «экспорт» не казалось чем-то недосягаемым. Чтобы обычной была ситуация, когда слышит объявление рукодельница, ремесленник или представитель микропредприятия о возможности получить помощь, приходит, работает со специалистом и завтра уже отправляет свои изделия в Америку или в Австралию. Такие примеры у нас уже тоже есть.
— Как можно проиллюстрировать результаты такой объемной работы?
— В этом году мы оказали 266 мер поддержки для 153 предпринимателей. Благодаря этому и были заключены новые экспортные контракты.
Видим реальный рост объемов экспорта и развитие бизнес-сектора малых и средних предприятий. Также с особой гордостью хотелось бы отметить попадание республиканского предприятия, производителя бытовой химии, в число призеров окружного этапа (среди предприятий Южного федерального округа) ежегодного конкурса «Лучший экспортер года», проводимого Российским экспортным центром во всех федеральных округах страны. Впервые наше предприятие награждается в этом конкурсе, и это, на мой взгляд, значимое событие и показатель развития экспортной деятельности в регионе в целом. Но потенциал наших экспортеров на этом не исчерпывается, несмотря на отличные результаты по показателям в этом году, потенциал республиканских экспортеров нужно развивать, вовлекать новые предприятия в экспорт, растить новых призеров и чемпионов в этой отрасли.
Справка
Центр поддержки экспорта Адыгеи, который работает в структуре Центра поддержки предпринимательства региона, оказывает помощь в развитии международной торговли представителям бизнеса. Помощь в этом направлении получили 9 субъектов малого и среднего предпринимательства. Благодаря этому они заключили экспортные контракты на общую сумму 12,5 млн. долл. США, что на 14% больше, чем в прошлом году. Показатель работы центра по объему экспортных контрактов уже выполнен на 232% от плана на 2021 год. Источник: Газета Советская Адыгея