Он-лайн конференция с Альмиром Абреговым и Русланом Гвашевым на сайте одноклассники.ру » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Он-лайн конференция с Альмиром Абреговым и Русланом Гвашевым на сайте одноклассники.ру
Он-лайн конференция с Альмиром Абреговым и Русланом Гвашевым на сайте одноклассники.ру 19:59 Вторник 0 5 507
12-05-2015, 19:59

Он-лайн конференция с Альмиром Абреговым и Русланом Гвашевым на сайте одноклассники.ру


Он-лайн конференция с Альмиром Абреговым и Русланом Гвашевым на сайте одноклассники.ру



19.07.2011 года на сайте Одноклассники.ру в группе «Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии» прошла очередная он-лайн конференция с представителями старшего поколения, стоявшими у истоков возрождения Хасэ в начале 90-х гг. Альмиром Абреговым и Русланом Гвашевым.

Они с большим энтузиазмом восприняли идею он-лайн общения с молодежью и были очень впечатлены таким неподдельным интересом молодых к черкесской проблематике и истории возрождения национального духа. Он-лайн конференция длилась почти 6 (!!!) часов и при этом не на все вопросы Альмир и Руслан успели ответить.
Предоставляем материал по прошедшей он-лайн конференции. Оригинал текста сохранен.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Щъуи маф щ1у. щъукъеблагъ ти гупым. Ти гуапэ непэ ти нахьыжъхэр мы конференцием зэрыхэлажьэхэрэр.
Сразу хотелось бы задать первый вопрос. Какие Ваши впечатления о данном мероприятии? На сколько такие конференции Вы считаете нужными и почему?

Заур КIэдыкIуeй: Шъуипчыхьэ ш1у ти нахьыжъхэ.
Ш1уфэс сэлам шъотэхы!

Мы непэрэ ти пчыхьэзэхахьэм шъукъызэрытфеблэгъагъэр, ныбжьык1эхэм гущы1эгъу шъукъытфэхъунэ зэман къызэрыхэшъухыгъэр лъэшэу ти гуап!
Тхьэм шъуигъэпсэу!

Ак1э, хъунэущытмэ, упч1эхэр урысыбзэк1э къэттхыт))

Альмир Абрегов: Тхьэм уигъэпсо. У меня пока впечатлений нет, потому как она только начинается. Сама идея таких конференций замечательная. Они очень необходимы для того, чтобы не прерывалась связь между поколениями, что, несомненно, будет способствовать лучшему пониманию проблем нашего народа. В том, что молодежь проявляет такую инициативу, есть свой позитив. Это говорит о том, что старшее поколение не совсем «потерянное» поколение.

Руслан Гвашев: Тхьэм уигъэпсо) Тэри ти гуапэ.
Считаю актуальным диалог поколений. Приветствую предложение молодежи и надеюсь, это будет действительно диалог, и мы услышим не только вопросы от молодежи, но и предложения по черкесской тематике.

* El *: Добрый вечер, всем!!! Старшее поколение вовсе не потерянное поколение, просто старшее поколение редко общается с младшим в современном мире. и, думаю, молодежи приятно, что старшие согласились с ними побеседовать и поделиться знаниями, мудростью.... Спасибо Вам большое!


TØÇhk庹 tøChkôVÑź¹: добрый вечер!! я хотела спросить вас, какие, по вашему мнению, самые большие проблемы на сегодняшний день у адыгов?! Спасибо!

Альмир Абрегов: Самые большие проблемы в первую очередь характеризуются состояние самого народа: Черкесы - это рассеянная нация, так его определяют этнографы, и они правы в этом. Можно считать, что все остальные проблемы являются производными от этого состояния. И мне кажется, что главная задача заключается в том, чтобы преодолеть ,хотя бы, информационно, положение, в котором находится наш народ.
Это проблемы репатриации, признания геноцида, территориальная реабилитация, проблема сохранения исторической памяти

Заур КIэдыкIуeй: Руслан Индрисович, недавно вы повторно обратились к президенту РФ, с просьбой о встрече. Не могли бы с поделиться с нами, при положительном ответе Дмитрия Анатольевича, на какие темы вы бы хотели с ним пообщаться на этой встрече? Какая позиция у вас будет по тем или иным вопросам, которых вы собираетесь затронуть на встрече?
И каковы ваши дальнейшие действия, при такой же реакции руководства страны, какое было при первом обращении?

Руслан Гвашев: Заур, благодарю за вопрос! В 2007 году делегаты 6-го съезда черкесов (шапсугов) обращались к Президенту Путину В.В., чтобы он принял официальную делегацию Совета старейшин и действительно на этом все и закончилось. Не было никакого ответа. Я же намерен озвучить то, с чем наша делегация собирается к Президенту в том случае, если и второе мое обращение будет отклонено. А пока не хотелось бы вдаваться в подробности, я надеюсь, что встреча состоится. Это было бы не этично. В любом случае, от материалов постановлений народных съездов черкесов Причерноморья, отступать не намерен.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Вы стояли у истоков черкесского движения в 90-х. На Ваших глазах зарождалась "МЧА". Расскажите о первой волне патриотизма, поднявшейся после распада СССР. Какие у Вас были мечты, желания? Что удалось реализовать, а что нет?
Национальное движение в целом как выглядело в период Советского Союза?

Альмир Абрегов: Это было удивительное время - время перемен и больших ожиданий. Перестройка, гласность, ускорение, эти лозунги, исходившие от руководства ЦК КПСС, тиражировавшиеся в средствах массовой информации огромной страны, не могли не оказать большого воздействия на умы людей. Слишком много проблем накопилось за это время и граждане страны надеялись на то, что они будут решаться в условиях демократических преобразований.

Ожидались изменения в национально-государственном устройстве СССР, в которых были кровно заинтересованы национальные автономные образования: национальные округа, автономные области и республики. Везде создавались общественные организации и движения. В Адыгее, Кабарде и Черкесии появились общественно-политические организации "Адыгэ Хасэ", которые стремились объединить усилия для преодоления той косной, изжившей себя системы двух- и трехступенчатой системы подчинения национальных образований. Съезды черкесских хас проходили всегда с участием представителей и делегаций всех трех республик, где черкесы являлись "титульным" народом. В этих съездах принимали участие представители причерноморских черкесов. Естественно, все это создавало предпосылки для возникновения "Международной Черкесской Ассоциации" , создание которой произошло 20 мая 1991г. в городе Нальчике. Впервые, в истории черкесов после окончания Русско-Черкесской войны Майкоп, Черкесск, Нальчик стали своеобразными местами паломничества черкесов из многих стран мира. Общение, нескончаемые беседы, встречи были ошеломляющими, никто не оставался равнодушным к ним.

"Адыгэ Хасэ" Адыгеи было создано в январе 1989г. Уже на Учредительном собрании были обнародованы главные задачи. Их было четыре :

1) Преобразование Адыгейской автономной области в автономную республику (тогда еще не могла идти речь о Республике Адыгея (1989!).
2) Принять решения о статусе двух официальных языков : черкесского (адыгейского) и русского.
3) Решение вопроса о репатриации соотечественников на историческую Родину.
4) Создание Шапсугского национального района.
Можно сожалеть лишь о том, что последний, четвертый пункт остался не реализованным в силу ряда препятствий, которые не удалось преодолеть.

Что касается первых трех пунктов, они нашли свое отражение в Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея и в конституционных законах, которые были приняты и закреплены законодательно позднее.
И одним из главных достижений, которого добилась общественно-политическая организация «Адыгэ хасэ» было то, что состав Государственного совета-Хасэ (парламента) стал определяться на основе паритетного представительства (50 на 50) двух народов - черкесского и русского. И это при том, что адыги составляли 24 процента от общего народонаселения Адыгеи!

Руслан Гвашев: Вопросы увязываются с распадом СССР. Это не совсем так. Причерноморские черкесы консолидировано стали выносить проблемы этноса на обсуждение в 88-м году. Тогда же создалась инициативная группа по возрождению инструмента Хасэ в обществе. Я был Председателем этой инициативной группы, а подтолкнула нас подготовка к не правомерному празднованию 150-летия города Сочи.
Что касается, МЧА, не могу не поделиться воспоминаниями связанных с первым Президентом "МЧА" Калмыковым Юрием Хамзатовичем. Я помню его прослезившиеся глаза, когда зимой 90-го года мы с Валерием Хатажуковым вломились в его московскую квартиру глубокой ночью и просили оказать содействие как юриста в реализации декларации принятой на первом съезде народа черкесов (шапсугов) о создании национального района. Он был тронут, что черкесы помнят его, доверяют ему, чувствовалась ностальгия по родине, накопившееся желание свой потенциал использовать на службу собственного народа. И я, полностью, согласен с Альмиром Нуховичем, что это было интересное время, и большинство лидеров черкесского движения искренне, с большой самоотдачей и с верой в результат занимались делами народными и народ верил своим лидерам, дышал в спину нам, народ был консолидирован, и я не соглашусь с теми, кто считает, что тогда было проще, а сегодня сложнее.

Заур КIэдыкIуeй: Уважаемый Альмир Нухович, год назад, в интервью информационной агентстве "Натпресс", вы высказывали обеспокоенность состоянием Национального музея Адыгеи.
В свое время, нынешнему директору музея Фатиме Джигуновой, работавшей в вашем подчинении, вы предложил уйти из музея из-за ее служебного несоответствия. Тогда в интервью вы сказали: "Теперь, вернувшись в музей, она рассталась с большинством знающих специалистов из прежней команды. А ждать результатов от набранных ею работников – не приходится". Прошло больше года... какова ситуация сейчас с этим вопросом? Есть ли какая-нибудь положительная тенденция, может быть она все -таки добились каких-то результатов? Или стало еще хуже?

Альмир Абрегов: Заур, надежда на то что ситуация в музее улучшилась, нет. Она может только усугубиться. Уходя из музея, я оставил три зала полностью подготовленных к заполнению их экспозициями. Это 2 зала по отделу природы и 1 зал, посвященной истории средневековья, общая площадь которых составляет более 375 кв.м. Всего работало 4 зала. Из них еще один зал перестал функционировать. Это зал мегалитов и эпохи ранней бронзы. В течение 4-х прошедших лет к экспозициям музея не было добавлено ни одно квадратного дециметра. И самое главное, никто не спросит с дирекции музея, почему эти залы остаются пустыми.

abrek @@@: Добрый вечер уважаемый Альмир и уважаемый Руслан! Чрезвычайно рад возможности пообщаться с Вами! Мой первый вопрос Альмиру. Мы помним Вас как человека организовавшего первое Хасэ в РА. Знаем Вас как истинного патриота нашей родины. Помним Ваши пламенные вдохновенные речи. Скажите, пожалуйста, оглядываясь назад, с чем связаны разочарования, если они конечно есть и в чем Ваши надежды, ожидания от того общественного движения родоначальником которого Вы были? Если можно было бы вернуться туда в 90- е годы, чтобы Вы исправили?

Альмир Абрегов: Абрек, я не один был родоначальником, у нас была целая команда единомышленников, о которых я всегда вспоминаю с симпатией.
У меня, конечно, есть определенные разочарования, и это связано, прежде всего, с теми процессами, которые происходят в Адыгэ хасэ. На моих глазах происходит девальвация тех ценностей, которые мы отстаивали в свое время. Мои разочарования так же связаны с тем, что приходится наблюдать определенную деградацию, как в обществе, так и в общественно политическом движении. В частности, можно сказать о том, что ОД "Адыгэ хасэ", вернее ее лидеры проявляют излишний конформизм по отношению к власти, и у меня такое впечатление, что их мало интересует, что же происходит с народом.
Касательно 90-х годов, трудно, конечно, одеть ботфорты того времени, и вряд ли что- либо уже можно переделать, но и сожалеть о том, что тогда было сделано что-то не так, пусть это будет нескромно с моей стороны, сожалений нет, потому что повторить что было тогда - это невозможно. А что удалось или не удалось - это судить потомкам.
И все- таки это было интересное и счастливое время.
Что касается национального движения в период существования Советского Союза, то оно возникло, как я указывал выше, в конце 80-х годов, когда М. Горбачев объявил о начале перестройки. В другие времена об этом не могла идти речь.

TØÇhk庹 tøChkôVÑź¹: В прошлом году прошел слух о том, что республика готова присоединиться к краснодарскому краю! это был лишь слух или были какие-то причины, что бы об этом заговорили???

Альмир Абрегов: Мысли о том, что Адыгею хотят присоединить к краю, муссировались со времени прихода В.В. Путина к власти в качестве Президента России. Этот вопрос уже имеет свою историю. Идея о воссоединении двух субъектов высказывалась разными высокопоставленными чиновниками России, в частности, об этом говорил Председатель Центральной избирательной комиссии России (ЦИК) Альберт Вешняков, об этом говорил Губернатор Краснодарского Края А.Ткачев, который объявил в открытом телеэфире, что Президент постоянно возвращается к этому вопросу и недалеко то время, когда это состоится. Вы, наверное, знаете, что каждый раз упоминание даже этой идеи вызывало резкую критику со стороны общественных движений Адыгеи, а народ отвечал на это митингами. Насколько нам известно, уход Президента Совмена Х.М. по истечению его первого президентского срока, хотя он мог остаться и на второй срок, был связан с его неуступчивостью в этом вопросе, вызвавшей конфликт между ним и полномочным представителем президента в ЮФО Козаком. Поэтому мы всегда с теплотой вспоминаем Президента Совмена Х.М., который в это тревожное время был рядом со своим народом.
Что же касается прошлого года, у меня нет никакой информации о том, что эта идея снова всплыла на поверхность.

Шу Пашэ: Почему в 90-х не удалось реализовать проект "Шапсугский район"?
Шапсугский район, существовавший до 1945 года, не имел выхода к морю. Может нас устроить восстановление Шапсугского района в тех границах, в которых он был до 45-го?

Руслан Гвашев: Шу Пашэ, это очень большой, емкий вопрос.
Во-первых, границы Шапсугского района за краткий срок своего существования менялись 7 раз. Из них в 4-х случаях выход к морю был, так как столицей являлось то Туапсе, то Лазаревское, то Советквадже.
Во-вторых мы ставили вопрос в 90-м году о создании Шапсугского национально-территориального района ссылаясь на существующий закон СССР о территориальных образованиях и в декларации указывались границы от реки Шахе до Ниджепсыхъо (Новомихайловский). Эта территория, как и береговая и горная часть, обозначалась целостно. За основу мы брали сегодняшние населенные моноэтнические черкесские аулы Южный Кичмай и Северный Ныджэпсыхъо.
В 1992 году было принято президиумом Верховного Совета РСФСР постановление о создании Шапсугского национального района в границах указанных выше. В постановлении разъяснялся порядок решения вопросов. Но Краснодарские краевые власти резко воспротивились. Поступательное движение со стороны Конгресса адыгов - шапсугов Причерноморья не последовало. Лично я парализованный находился на госпитальном лечении.
Властям Краснодарского края удалось убедить тогдашних лидеров Адыгэ Хасэ в нецелесообразности существовании параллельного органа Конгресса адыгов-шапусговпричерноморья и ходатайство о нац.районе. Взамен пообещали льготы по землепользованию, а позже в Москве появилась возможность записаться в список коренных малочисленных народов и Хасэ причерноморья получило то, что сейчас имеет. И с позиции сегодняшнего дня, я считаю, что черкесы побережья продолжают искать инструмент (статуса) для гарантии самосохранения на своей исторической родине.

AzamatGunzhaf: псоми фохъусгуапэфызох!!! с каждым годом все больше и больше ребят подключаются к различным мероприятиям, связанными с адыгским народом!!! это очень радует, радует то, что молодые ребята начинают интересоваться историей, своей культурой!!! Адыгэ Хабзэ вроде плохому не учит... Адыгэ Хабзэ учит любви и уважению!!!

* El *: насчет соотечественников, очень хотелось бы знать конкретнее их взгляды на ситуацию, которая есть в адыгском обществе на Северном Кавказе, что они одобряют, что нет, общаетесь ли вы с ними, и можете ли нам сказать ,какое у них ко всему отношение? Как вы думаете, если вдруг посчастливится их вернуть на Родину, не возникнет ли конфликт между нашими руководителями, новыми "черкесами" и чиновниками, которые уже изрядно разложены духовно деньгами и соотечественниками, которые больше сохранили духовно-этический потенциал?

Альмир Абрегов: ЕL, В настоящее время мои контакты с нашими соотечественниками достаточно ограничены. В 2002-2005 годах я принимал участие в двух конференциях в городе Стамбуле, которые были организованы Кавказским Фондом Турции. По результатам этих конференции были опубликованы две большие статьи в журнале "Кавкасия". Одна статья: "Адыги сегодня: тревоги и надежды" и вторая: "Адыгея в пост-ельцинскую эпоху: республика в перекрестии прицела российских масс-медиа".
Здесь в Майкопе я общаюсь с некоторыми представителями черкесских репатриантов, некоторые ко мне заходят домой, мы общаемся. Говорить о том, что они не приемлют какие-то основополагающие принципы в черкесском обществе здесь, не приходится. А разница в укладе жизни зарубежных черкесов, которые находятся в турецком окружении в течение 150-ти лет, и черкесов исторической родины, конечно существует. Но они не настолько основательны, чтобы могли вызвать какое-то недопонимание друг друга. Безусловно, положение, в котором оказываются репатрианты после возвращения на родину, нельзя назвать положительным, поскольку они сталкиваются с проблемами языка, незнанием российских законов и, наконец, с коррупцией во властных структурах, мздоимством чиновников.
Обнадеживающим является то, что дети репатриантов, родившиеся здесь, уже часть нашего молодежного сообщества и по своей ментальности уже не отличаются от здешних детей.

⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱: Фи пщыхьэщхьэ ф1ыуэ псоми! У меня вот такой вопрос: Вспоминая Ваше поколение Адыгской молодежи и смотря на нынешнюю молодежь, какие различия между нами Вы видите? Считаете ли Вы, что у нынешней молодежи просыпается национальное самосознание? Заранее спасибо за ответ!

Альмир Абрегов: ⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱, судя по тому как посещаются сайты и чаты и задаются такие вопросы, как сегодня, могу сказать, безусловно, да! Наша молодежь прекрасна и во многом превосходит нас по своей информированности, по своим знаниям, и в этом отношении можно рассчитывать, что наш народ имеет хорошее будущее.

Руслан Гвашев: ⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱, лично я с 1995 года, оставивши политику и приостановивши свое участие в каких-либо ОД, по состоянию здоровья, за все прошедшие 15 лет не позволял себе комментировать какие либо решения, постановления черкесских организаций и то, что я согласился в 1991 году на съезде черкесов побережья состоявшегося 30-го апреля целиком и полностью заслуга, а может вина, зафиксированного мной активизации молодежи. Я поверил, что сегодня так же как в 90-х можно добиться ощутимых продвижений по всем общечеркесским проблемам, ибо активная молодежь может добиться многого и захотелось быть полезным в этом новом движении.

* El *: лидеры Хасэ, возможно, не все, не свободны в принятии решений, и, конечно, очень обидно, что они только и делают, что сидят в кабинетах и издалека кидают народу лозунги, а если что-то не так, обвиняют в том, что народ уходит от адыгства. Я считаю, что было бы хорошо, если эти участники Хасэ покинули свои уютные кабинеты и начали бы работать с народом... непосредственно с народом, в гуще народа... не с помощью бумаг, а реальных дел и предложений... хотя, бывает и такое, что если проявит излишнюю активность...просто могут пристрелить... этого лидера...

Альмир Абрегов: EL, на столь долгий и пространный вопрос отвечаю коротко. Таких лидеров Хасэ надо просто гнать в шею!

* El *: Спасибо. Думаю, после такого гонения в кабинетах останется только мебель. и народ останется без Хасэ. )

............. >>>>>>>: ФОХЪУС АПЩИЙ ПСОМИ!Тхамэдэ я с Кабарды и у меня вопрос : Вам не кажется что все те шаги которые мы все предпринимаем проходят впустую для нас ? Я имею ввиду что наши интересы и не собираются рассматривать вовсе ни президент ни центр вообще!! Ведь разделение на округи это политика самого центра и несет то, что Адыгею не спроста отделили от Кабарды и Черкесска !! Это избитая тема , но она несет фундамент наших проблем всех адыгов.

Альмир Абрегов: ............. >>>>>>>с Кабарды, в самом деле, руководство России является инициатором того, что произошло, когда все Северо-Кавказские республики оказались в Северо-Кавказском Федеральном округе, а Адыгея осталась в Южном Федеральном округе. Одновременно идет другой, очень интересный процесс: название Северо-Западный Кавказ или Западный Кавказ уже не существуют и не упоминаются ни официально, ни в науке. Вместо этих названий пришла "Кубань", а вместе с ним названия "Кубановедение" и "Кубанология". Эти понятия интенсивно внедряются в сознание людей, и может быть, настанет такое время, когда исполнится заветная мечта Владимира Вольфовича - снять название "Кавказ" с политической и этнографической карты России. Это никогда не будет обосновываться или муссироваться официально, но замалчивание истории и культуры черкесского народа на Западном Кавказе, очень заметное в отношении черкесов – шапсугов, уже подвело к тому, что для этой территории понятие Кавказ уже не существует.

И теперь становится понятным, почему в литературе, буклетах, во всем, что издается в Краснодаре и в Москве относительно Олимпийских игр в Сочи полностью предано забвению и не упоминается, кто же был здесь автохтонным народом. Эти процессы взаимосвязаны между собой.

*G*EL LA*: ФЭХЪУС АПЩИЙ! Что делается в направлении вещания? Телевизионный канал на родном,который вещал бы на большой территории. Каковы перспективы такой идеи?

Руслан Гвашев: *G*EL LA*, скажу лишь одно: в реальной жизни этот вопрос должен быть адресован руководставам трех республик, где черкесы являются "титульным" народом. За 50 лет мой отец с соратниками не смог добиться вещания адыгейского радио на территории Шапсугии. А сейчас меня расстроила информация, что закрылась телевизионная трансляция телеканала "Нарт", и это будет происходит до той поры, пока черкесы- бизнесмены будут оставаться такими же жадными и алчными, а чиновники черкесские такими безучастными, безынициативными к будущему своего народа!

abrek @@@: Альмир, что происходит с нашими учеными историками в 90 годы? Вы отстаивали любой свой тезис в любом диспуте, где бы и на каком бы уровне он не проходил, почему нынешнее молодое поколение историков, этнографов РА совершенно безучастно к тому, что происходит, когда нам навязываются разными псевдоучеными явная ложь, не имеющая ничего общего с историей нашего народа и наших земель, они молчат. Им есть чего опасаться?

Альмир Абрегов: abrek @@@, очень положительно. Думаю что время в течение, которого мы прожили "кабардицами", "адыгейцами", "шапсугами" и черкесами было связано с названием этих областей и республик. При объединении трех республик в один субъект снимается проблема "разных народов". Хотя бы, поэтому имеет смысл бороться за объединение, а не доказывать друг другу, что мы один народ.

Ф. Загаштокова: Махуэ ф1ыуэ. Альмир Нухович. Что вы можете рассказать об истории территории от реки Псоу до реки Бзыбь?

Альмир Абрегов: Ф. Загаштокова, В самом деле, эта территория остается наименее изученной, если не принимать во внимание того, что сделано в современной абхазской исторической и этнографической науке. Однако ее достижения об этническом составе населения территории от Бзыби до Псоу, скорее всего, от Бзыби до Сочи содержат в себе много неточностей и противоречий, которых не могли преодолеть абхазские ученые. Уже само название Бзыбь (с убыхского бзы + б(а) - "многоводная", ср. с адыгским псыбэ то же самое), названия рек Хашупсы, Лашупсы, Сочипсы, Чужыпсы, Ахчипсы свидетельствуют о том, что на этой территории чересполосно жили убыхи, абадзехи и шапсуги. Вообще, говоря об этой территории, такой выдающийся советский лингвист А.Генко считал, что Гагрский хребет (Гагры) представлял собой своеобразную лингвистическую границу, к северу от которой господствовала убыхо (=джигетское) - адыгская языковая среда, а к югу - абхазо - мингрельская. Многочисленные литературные источники свидетельствуют о том, что черкесы (вместе с убыхами) были обитателями от Анапы до Гагры, а другие указывают границей Черкесии по р.Бзыбь, а на морском берегу вплоть до Пицунды. Кроме того, такие названия сел как Облагу-куадже, Геч-куадже (Гечпрыпшь), Цан-куадже (Цандрыпшь), упоминаемые Ф.Ф.Торнау в 30-е гг. 19 века, так же свидетельствуют о том, что здесь проживало черкесское (адыгское и убыхское) население. Ведь появление таких устойчивых ойконимов, оканчивающихся на -куадже (адыг.селение, аул) не случайно и игнорировать их нельзя, поскольку за ними стояли исторические реалии.

⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱: И если возможно, то хотел бы задать еще два вопроса: 1) Что Вы думаете по поводу последних заявлений Аскера Сохта? 2) Как шапсуги записались во время всероссийской переписи в прошлом году - "шапсуги" или "черкесы"

Руслан Гвашев: ⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱, к сожалению отвечая на второй вопрос скажу, что возвание парламента Хасэ к шапсугам на переписи именно шапсугами, уповая на то, что в этом случае закон о малочисленных народах будет распространяться на них в полной мере. Уверен, что это подсказка исходила от руководства края. Я тогда считал и считаю, тот, кто берётся заниматься политикой должен осознавать уровень ментальности, уровень подготовленности народа и предвидеть что результаты переписи при всем желании, ожидаемого результата, в процентах, не дадут. Это первое. А второе, шапсуги - субэтнос. И уши мои резануло "малочисленный народ - шапсуги" так может создаться еще один миф и история с убыхами может повториться с шапсугами, что они не адыги и не абхазы. У меня были опасения тогда, но я промолчал, потому что принципиально следовал своему кредо "не работаешь - не мешай работающему". Сегодня же я могу сказать, что шапсуги побережья не скрывают, что являются субэтносом черкесского народа, и продолжают надеяться, что закон о коренных малочисленных народов будет распространяться и на них, хотя я не представляю, на кого оно будет распространяться, если в результате переписи из 11 тысяч шапсугов побережья записались шапсугами чуть более 3-х тысяч, но я участник последнего съезда черкесов-шапсугов побережья и именно этим съездом избран на 4 года Председателем Совета старейшен и обязан продвигать постановление съезда, где красной нитью проходит цель, чтобы краснодарские власти записали в Устав Краснодарского края, так же как сделала Москва шапсугов, как коренной малочисленный народ.
И это продолжается 10 лет! И если и сейчас край не услышит, придется заново искать новые инструменты самосохранения народа.
Что касается Сохта, я не понял, о каком его заявлении идет речь.

Заур КIэдыкIуeй: Руслан Индрисович, в одном из ваших статьей (или интервью) Вы упоминали некоего Новикова, лазаревского есаула, который, выступая по радио назвал шапсугов «врагами № 1». В связи с чем (обсуждая какой вопрос) он сделал такое заявления? Не было ли к нему, от шапсугов, искового заявления в суд? Если нет, то почему?

И общий вопрос для наших гостей:

Как нам, на Ваш взгляд, следует реагировать на таких вот Новиков, на таких депутатов как Марков, на такие ТВ передачи как "Постскриптум" с Пушковым и др., которые пытаются и создают негативный образ "черкеса" в России, доходят до оскорбления целого народа... Просто возмущаться в интернете, или может следует на каждого того "героя" подавать соответствующее исковое заявление в суд?

Руслан Гвашев: Заур КIэдыкIуeй, в тот период было много подобных фактов и когда мы активисты Хасэ добивались каких-то ощутимых продвижений начинались всякого рода акции, пугали детей черкесами, что их будут резать черкесы, закрывались садики на несколько дней, опасаясь за детей и многое другое. Нам приходилось все это преодолевать. И на народном уровне мы всегда находили взаимопонимание.
Что касается лично Новикова, он и запомнился только этим высказыванием, кем он был раньше и что он делает сегодня, неинтересует никого.

АДЫГЭМ ИПХЪУ ( ЧЕРКЕШЕНКА ): Псоми Салам гуапэфызох! Си упщ1эр: урыс-адыгэ зауэм хэк1уэдауэ адыгэ л1ыхъужьхэм я сэугъэтхэр сыт щхьэ ямыгъэуваиджыкъызнэсым? Ягъувынущыт?
Къэзакъхэмягъэув а генералхэмадыгэхэмящхьэ пызупщ1у дзасэ к1ыхьхэм фэзы1утэм. Дэ щ1э? Е псалъэм папщ1э композитору, уэрэды1у ТхьэбысымУмариджыкъызнэсымхуагъэувакъымсаугъэтыр. Дауэ фэзэрэвлъытэр сыт щхьэк1э?

Альмир Абрегов: АДЫГЭМ ИПХЪУ ( ЧЕРКЕШЕНКА ), почему не стоит? Потому что, так у нас работает Адыгэ Хэсэ, которое молчаливо наблюдает за тем, как вся Адыгея покрывается крестами и памятниками самым одиозным генералам, которые непосредственно занимались физическим уничтожением черкесов и выселением.
Руководство Адыгэ Хасэ промолчало, когда совсем недавно на расстоянии 20-ти километров от Майкопа около Свято-Михайловской пустыни (монастыря) в аллее так называемой «русской» славы (непонятно, откуда она вообще там появилась и что за слава такая?) был установлен памятник Михаилу Романову, последнему Главнокомандующему русскими войсками, на завершающем этапе Русско-Черкесской войны. Именно он принял парад русских войск в ознаменование покорения Черкесии в урочище Кбаада. Ни руководство Адыгэ Хасэ, ни Правительство Республики Адыгея не сделали ничего, что бы помешать этому. Что же касается самих черкесов - героев Русско-Черкесской войны, нет даже мысли о том, чтобы увековечить их память. В период моей работы в Национальном музее создан бюст Давида Уркарта, который боролся за независимость Черкесии. Этот бюст сейчас находится в Национальном музее.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Руслан! Может пора перестать говорить, что черкесы малочисленный народ? Может пора перестать жаловаться и подняться с колен психологически?!
Не пора ли шапсугам перестать отождествлять себя отдельным народом и повернуться лицом к остальному черкесскому миру, а не жить "полу поворотом"?

Руслан Гвашев: Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ, я уже отвечал на этот вопрос выше. Но если надо скажу еще. Да, мы - черкесы (адыги) и я с вами полностью согласен, но сегодня, не имея никакого статуса, черкесы побережья как инструмент ухватились за положение о коренном малочисленном народе, чтоб на данном этапе истории это положение способствовало бы самосохранению народа. Проблемы черкесов Причерноморья не сравнимы с проблемами тех, кто проживает в национально-территориальных образованиях, какими бы они ни были несовершенными.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Понятно... сдвига в этом вопросе не будет.... нация в нации... печально...

Шу Пашэ: Черкесы (шапсуги) не внесены до сих пор в Устав Края как коренной народ. Более того, Статья 2 пункт 1. Устава КК говорит: "Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края», т.е., согласно устава, коренное население КК - это русские и казаки.
Какие работы ведутся в этом направлении?

Руслан Гвашев: Шу Пашэ, я ждал этого вопроса и дождался! Благодарю! Упомянутая статья должна начинаться со слов "коренное население края черкесы (адыги)". Это требование было повторено на заседании ККХ (Краснодарского Краевого совета Хасэ), но доведено ли до руководства Края, председателем ККХ Сохтом, мне не известно. Более актуального вопроса не было сегодня.

ARTUR .: Давно пора было объединить Адыгов не официально. Неужели ни кому в голову не пришло создать объединение , не официальное , дать ей силу и поддержку наших глав , а они ведь патриоты ... , и дать им возможность действовать ? На этой почве воспитать патриотов молодых, которые не будут воспринимать навязываемое веяние ..., а будут следовать Адыгскому воспитанию?
Хватит уже как девочки плакаться! Давайте исправлять авторитет тех организации, которые вы унижаете . Будущее это вы .

Руслан Гвашев: ARTUR ., если бы Главы были к этому готовы, мы бы не были в таком состоянии как сейчас. Что им мешало поддерживать в 90-х годах МЧА в полной мере тем более руководимое Ю.Х.Калмыковым?!

Шу Пашэ: Мне, мягко скажем, не по себе от мысли, что мы живем у себя на Родине и при этом наши земли носят имена наших палачей, ставятся им памятники, в их честь называются улицы. Как можно с эти бороться?

Руслан Гвашев: Шу Пашэ, мне тоже не по себе:

1) Когда я слышу слова гимна Краснодарского Края, где утверждается что "громили басурман и будут громить". Громили моих предков, а теперь собираются моих детей?
2) Когда курорты, находящиеся на побережье, называются кубанскими. Мы, горцы, в одночасье стали "кубанцами".
3) Из-за того, что мы не заявлены в Уставе Субъекта Федерации, где собираются проводить Олимпийские игры, как коренной народ, в результате, МОК ввели в заблуждение и они нарушая принципы Олимпийской хартии начали подготовку к Олимпиаде.
4) Когда урочище Кбаада, заселенное десятками черкесских селений сегодня не сохранило в топонимике ни одного названия черкесского. А о самом убыхском народе нет упоминания вообще.
И многое другое мне не нравится! И поэтому, мы с вами представители двух поколений вступаем в диалог и начинаем поиски как сделать мир, в котором мы живем, лучше.

Инструмент борьбы один – не добившись результата от властей на поставленные вопросы, нам не следует переключаться на другие вопросы, а быть последовательными, и результаты будут. Мы будем услышаны! Другого пути нет. Я глубоко уверен в том, что повернутся лицом к народным проблемам черкесов и пробуждать нравственные принципы у власти, нам удастся, если будем вместе.

Ф. Загаштокова: Альмир, как Вы относитесь к тому, что в работах многих абхазских историков (М.К.Хотелашвили- Инал-Ипа) убыхские князья выдаются за абхазских, а территория Сочи не убыхской, а абхазской?

Альмир Абрегов: Ф. Загаштокова, такие факты, на самом деле, имеют место, хотя это, я думаю, что делается не сознательно, а в силу того, что автор может и не знать других материалов и источников, которые оказались за пределами его внимания. Кроме того, в таких спорных вопросах необходимо было более тщательно подойти к привлечению материалов черкесского (адыгского) языка.

Так и случилось с вопросом о происхождении "сочинских" князей Аублаа, которые согласно М.К.Хотелашвили, являются "садзскими" и, следовательно, абхазскими князьями. Но Мирра Константиновна здесь не смогла преодолеть несколько препятствий, которые вступают в противоречие с ее тезисами. Ф.Ф. Торнау, на которого любят ссылаться абхазские ученые, указывает на то, что по обеим берегам реки Сочипсы находилось село Облагу-куадже, принадлежавшее князю Али Ахмету Облагу. Во-первых, в названии р.Сочипсы прекрасно распознается черкесское слово"псы" - река, вода. Во-вторых, в названии села Облагу-куадже содержится черкесское слово "куадже" - село, аул. Что касается название села и фамилии Облагу, то оно имеет прозрачную этимологию, где О - "небо", [Например: в композитах - О-щх - дождь, О-щъу - град, О-ш1у - хорошая погода, т.е. погодные изменения осадки связаны со словом О(уэ) - небо] + благъуэ "дракон" = небесный дракон. Вот почему эта информация способствовала появлению у абхазов мифологем о связи рода Аублаа (Облагъу) с небом и т.д. Появление названия Аублаа связано с обычными фонетическими процессами в абхазском языке, когда префикс совместности "а" был прибавлен к фамилии Облагъу прошел процесс изменений Аоблагу = Аублаа с утерей конечного - г. Пэтому, ни слово, ни или фамилия Аублаа не этимологизируются из абхазского языка. Слово (фамилия) Аублаа потеряло связь с архетипом Обдагъу потеряло свое название, т.е. деэтимологизировалось.

Кроме того Ф.Ф.Торнау, который, как разведчик был заинтересован в точной информации о таком влиятельном князе, каким был Али Ахмет Облагу, пишет что он был родом из премени "адыгэ". Это очень важно, поскольку здесь Ф.Ф.Торнау говорит о нем не просто как о черкесе, а именно как об адыге. Абхазские ученые никак не комментируют это сообщение Ф.Ф.Торнау.

И, наконец, в абхазском языке термин "аублаа" означает убых, что является еще одним доказательством того, что население в районе Сочи и прилегающих окрестностей было адыго-убыхским. В таком случае этноним "садзы", который является синонимом другого названия "джигеты", употреблялся абхазами для обозначения именно черкесов (адыгов), о чем говорят старые абхазские сказители садзского (черкесского) происхождения. Таким образом, этноним садз (=джигет) употреблялся среди абхазского народа для обозначения черкесов (адыгов), аублаа - для обозначения убыхов. В пользу того, что джигеты являлись адыгами говорит и тот факт, что термином джыхы , джыхыбзе сами убыхи называли один из адыгских субэтносов - абадзехов, а абхазов и абазин он обозначали термином "азгъа". Этноним "азгъа" (но не "адзыгъа" - термин не правильный!) был в широком употреблении среди всех причерноморских черкесов, которым они обозначали как абхазов, так и абазин. У Люлье этот этноним передается неправильно, как "азега".

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Я часто слышу из уст общественников что молодежь, мол, не ходит на хасэ, не участвует в общественной жизни народа и т.д. и т.п. Вы не думаете что это проблема не молодежи, а именно старших? Может быть, нынешние Адыгэ Хасэ не соответствуют тому уровню, которое требует время и нынешняя политическая ситуация вокруг черкесского вопроса? Я вижу, что Хасы на сегодня не в состоянии консолидировать молодежь вокруг себя и дать им необходимую на будущее идеологию. Разве нет возможности избавить наши Хасэ от явно коллаборационистки настроенных деятелей?

Альмир Абрегов: В ваших вопросах уже содержится часть ответа. В самом деле, проблема потери интереса к Хасэ со стороны молодежи - это проблема старших. Ведь молодые люди очень чутко реагируют на любую фальшь, на промахи, на безнравственность, которые, к сожалению, свойственны нам старшим, особенно это касается участников общественных движений. Если Адыгэ Хасэ плетется в хвосте событий, а не создает события сама, если руководство Хасэ безропотно идет на поводу у власти, а, тем более, если самоустраняется от участия в решении проблем, связанных с черкесским вопросом, если на съездах Адыгэ Хасэ молодежь упоминается только в контексте борьбы с наркоманией, алкоголизмом, ваххабизмом, которые становятся предметом пустых разговоров и резонерства, вряд ли молодежь придет в Хасэ. Тем более не приходится говорить о какой-то консолидации, а что касается какой-то идеологии на будущее, то ее нет и в помине.

abrek @@@: Наша молодежь нуждается в таких мудрых опытных и уважаемых людях как Вы Руслан и Альмир! Молодым необходимы нравственные и духовные ориентиры. Как Вы смотрите на то, чтобы и Вы время от времени хотя бы принимали непосредственное участие в молодежных патриотических организациях?

Альмир Абрегов: abrek @@@, мы готовы, если в нас существует необходимость, если про нас так думает молодежь, тогда мы обязаны.

Ф. Загаштокова: Руслан Индрисович,почему все Хасэ в Шапсугии провальные? Неужели черкесы Краснодарского края не могут сделать одно легитимное Адыгэ Хасэ, куда молодежь может спокойно приходить общаться и работать?

Юрий Карданов: Извините пожалуйста, ну я как абазин интересуюсь, а к кому мы тогда относимся?

Альмир Абрегов: Юрий Карданов, абазины они остаются абазинами, народом близкородственным абхазам и черкесам, но мы говорим об определенной территории – районе Сочи. Я считаю, что привел достаточно доказательств, что Сочи и его окрестности населяли убыхи, абадзехи и шапсуги. Почему так? Самое главное - это название ойконимов, рек, гор и др. географических названий. Почему сообщения Торнау очень важны? Это был не просто путешественник, оставивший свои путевые заметки, этот жанр можно отнести к его «Воспоминаниям русского офицера, побывавшего в плену у горцев». Я имею в виду его рапорты, разведывательные донесения для Генерального штаба Российской армии. Если он в своих «Воспоминаниях» мог допустить какие-то вольности, ошибки, то это ничего не значило бы, так как они предназначались для домашнего чтения. А это был рапорт, который должен был донести самую точную информацию о князьях - предводителях Кавказских горцев, которые имели большое влияние в это крае. Одним из таких был Али Ахмет Облагу и то, что Торнау упоминает, что он адыг, это на самом деле соответствовало действительности. И, в самом деле, Али Ахмет Облагу был одним из самых влиятельных политических фигур на Западном Кавказе от реки Бзыбь до реки Шахе. И такое влияние он бы не имел, если бы он не опирался на силу многочисленных обществ черкесов, проживавших в селениях Облагукуадж, Гечкуадж, Цанкуадж и др..
Абазины действительно родственные черкесам народ, но они проживали там же, где и сейчас, и на побережье их не было!

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Альмир.
Расскажите о Вашей работе с Черкесским Конгрессом.
Что послужило причиной Вашего ухода из ЧК?

Альмир Абрегов: Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ, В Черкесском Конгрессе я пробыл сравнительно недолго. Больше занимался аналитическими вопросами. Что послужило причиной моего ухода из ЧК? У нас обнаружились разные подходы к решению вопросов. С моей стороны не было сделано ничего такого, что послужило бы для разрыва с руководителем ЧК. Я старался всегда защищать ЧК от нападок со стороны кого бы то ни было. В частности, в "Новой газете" (на Кубани) мной была опубликована статья "Черкесский Конгресс пытаются демонизировать" в ответ на публикацию советника Президента Адыгеи АйтечаХагурова. В многочисленных интервью мной давались пространные объяснения о работе Черкесского конгресса. Что же не понравилось Мурату Берзегову? Об этом надо спросить у него.

Ф. Загаштокова: Хочу задать такой вопрос нашим гостям: В нынешних условиях глобализации, в тех условиях, в которых мы находимся(я имею ввиду внутреннюю политику России), как можно нам сохранить свою культуру, язык и хабзэ? Заранее спасибо.

♥kαkαя_écтЬ_ тαkoй_и_буმy_♥: Хотелось бы узнать, почему в Адыгейском государственном университете на историческом факультете не изучается история Адыгеи и с чем это связанно?

Альмир Абрегов: Ф. Загаштокова, ♥kαkαя_écтЬ_ тαkoй_и_буმy_♥, этим в первую очередь должны быть озабочены все институты общества и государства и общественные движения в том числе. Но если соответствующие властные структуры, в руках которых сосредоточены все финансовые, материальные ресурсы не занимаются этими вопросами, то Адыгэ Хасэ не сможет подменить их или как-то существенно повлиять на ситуацию. Другое дело, что Хасэ должно постоянно воздействовать на власти, чтобы побудить их к тому, чтобы они не выпускали из поля зрения эти важнейшие аспекты.

Ф. Загаштокова: Альмир расскажите о Вашем опыте работы на радио «Свобода». На Ваш взгляд, что не хватает радио для того, что бы стать по настоящему востребованным в черкесском мире?

Альмир Абрегов: Ф. Загаштокова, я считаю, что в основном это был отрицательный опыт. Почему? Потому, что при всем моем желании передавать самые актуальные вопросы в отношении черкесов, в отношении их истории, языка, геноцида, а так же политики, которую проводил и проводит господин Ткачев, его высказывания о том, что армяне, греки и славяне являются коренными народами Кубани и вызванные этим шаги по укрупнению субъектов федерации и возвращению Адыгеи в состав Краснодарского края, все эти вопросы я пропускал через радио "Свобода" с огромным трудом. И, между прочим, часто эти передачи блокировались черкесскими модераторами, сидевшими там, в Праге. Они решали, кому надо зарабатывать деньги, а кому нет. Они же спровоцировали конфликт с Кавказской редакцией, которую возглавлял этнический чеченец.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Что случилось с МЧА на Ваш взгляд? Рыба сгнила с головы?

Альмир Абрегов: Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ, я написал о том, что произошло с МЧА в статье "Адыги сегодня: тревоги и надежды" в русском приложении газеты "Адыгэ макъ." Это сугубо мой личный взгляд и никому его не навязываю. В МЧА произошли значительные трансформации, которые привели к полной деполитизации организации, хотя проблемы черкесов, как в России, так и за рубежом всегда политизированы изначально, по своей сути, а не по злой воле каких-то людей. Невмешательство в политические процессы, тем более, если они касаются черкесов, то это фактически означает отказ от решения этих проблем.

С уходом таких, знаковых, фигур мирового черкесского движения, как Юрий Калмыков, Борис Акбашев, выдавливание таких ярких политических деятелей как Заур Налоев, Валерий Хатажуков, Юрий Шанибов из политического процесса, равно как и отход представителей интеллигенции от региональных черкесских общественных движений, неизбежно привели к "утечке мозгов" в них, а изменения, которые произошли в самой интеллигентской среде, по сути, привели к утрате интеллигенцией традиционных функций арбитра между народом и властью. И, наконец, установление в России режима автократии, не допускающей возможности возникновения гражданского общества в целом, также способствовали тому, что МЧА оказалось на периферии общественно-политических процессов, имеющих место как в России, так и за рубежом.

⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱: В продолжение темы о строительстве памятников русским палачам. Какая- либо Адыгэ Хасэ обращалась куда- либо с требованием их немедленного демонтажа?

Руслан Гвашев: ⋰Ӝ⋱Cherkes⋰Ӝ⋱,по поводу памятника Адмиралу Лазареву, с момента его установления не было года, чтобы в той или иной форме возмущение народа не проявлялось. Обращались периодически во всевозможные инстанции, в частности из семи научных учреждений пришли ответы, по сути поддерживающие требования шапсугов. Мы предоставляли районам и городским властям, и нам удалось добиться его официального снятия с постамента и принималось решение об отправке на его на родину Лазарева. В то время я и Т.В. Половинкина, директор филиала музея истории города Сочи, ездили во Владимир, где родился Лазарев, а там даже таблички не было на стенах дома где он родился и договорились с руководством города, что они примут этот памятник у себя. Но в последний момент наших старейшин на тот период переубедили, призвали к компромиссу и убрали бюст, якобы на реставрацию, заявив устно, что бюст не восстановят. Через семь лет бюст вернулся на постамент.

Альмир Абрегов: в добавок к словам Руслана, насколько мне известно, Председатель Адыгэ Хасэ Тахтамукайского района Ильяс Сообцоков, подал в суд на руководителя поселка, де расположен монастырь с "аллеей русской славы", чтобы сняли бюст Михаила Романова. Но опять же, насколько известно мне, он проиграл этот суд.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Что по вашему мнению происходит в Кабарде? Брат убивает брата. Как можно исправить ситуацию?

Альмир Абрегов: К сожалению, я не знаю ситуацию в Кабарде изнутри. Сведения, которые поступают в средствах массовой информации и в Интернете весьма тревожны и удручающи. Я никак не могу понять, что же происходит там, какова истинная подоплека этих печальных событий. Есть впечатление об отсутствии диалога, взаимопонимания в обществе. Очевидно, было упущено что-то важное, утрачены связи между поколениями, появился разрыв в ценностных ориентациях между старшим и младшим поколением.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: Альмир! Абазинские братья, в частности, лже-историк Джемакулова, во всю доказывают принадлежность вышеупомянутых территорий абазинам. Более того, даже целые субэтносы - шапсуги, бжедуги и абадзехи - объявлены абазинами, ассимилированными адыгами. Могу дать ссылки. Вы не могли бы на это счет написать исчерпывающую статью?

Альмир Абрегов: Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ, я готовлю для этого материал, он будет позже.
Шапсуги, абадзехи, натухайцы, бжедуги, убыхи составляли 80% всех черкесов. А кто же тогда их ассимилировал? Они все говорят на разных диалектах. Если бы они были ассимилированы одной средой, они бы говорили на одном диалекте.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: По просьбам участников группы, небольшое обращение к Руслану Гвашеву!
Руслан! Мы хотели бы знать о результате Вашего второго обращения к Президенту РФ. Не могли бы Вы уделить нам немного Вашего времени и рассказать обо всем, когда этот вопрос прояснится?

Руслан Гвашев: Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ, безусловно, если я поверю, что встреча нереальна, я собираюсь обратиться к нему с открытым письмом на семи языках и через все доступные средства массовой информации, а так же отдельным письмом, обратится в МОК и сделать заявление в МЧА. Надеюсь, что начало диалога с властью будет положено, и я буду информировать о ходе этого диалога.

Руслан Гвашев: Спасибо большое, я благодарен молодежи, которая приняла участие в этой конференции. Я верю, что вы осознано щадяще отнеслись ко мне, не задавая вопросов об Олимпиаде и о некоторых проблемных ключевых вопросов в преддверии визита к Президенту РФ. Но саму идею развивать надо безусловно и технически, и организационно. По ходу мы обретаем опыт и хочется верить, что эти конференции качественнее во всех его смыслах.

Альмир Абрегов: Спасибо большое, молодым людям, которые потратили на нас время и заставили нас, стариков, забыть возраст и помогли нам вспомнить молодые годы, вспомнить о тех временах, когда мы тоже боролись за собственный народ, чтобы он не оказался на обочине политической жизни.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ: От имени участников группы разрешите поблагодарить наших уважаемых гостей за интересную беседу и за время, которое они нам уделили. Пожелать нашим уважаемым гостям долгих лет жизни и выразить уверенность, что наша встреча - не последняя!

С уважением,
Аида Руслановна




Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Надежда Суховая: «Женское лидерство для меня — это возможность выбора» 18:04 Понедельник 0 22 231 Надежда Суховая: «Женское лидерство для меня — это возможность выбора» Надежда Суховая почти 20 лет служила в Управлении федеральной службы исполнения наказаний по Адыгее, где многие годы возглавляла пресс-службу. Выйдя в отставку, подполковник Суховая стала одним из
Алий Дедухов: Продукция производителей Адыгеи имеет устойчивый спрос за рубежом 21:50 Пятница 0 21 264 Алий Дедухов: Продукция производителей Адыгеи имеет устойчивый спрос за рубежом Экспорт продукции предприятий-получателей поддержки в Адыгее по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в этом году показал
Бэлла Кикова: «Хочется, чтобы библиотека жила насыщенной жизнью» 21:10 Воскресенье 0 23 552 Бэлла Кикова: «Хочется, чтобы библиотека жила насыщенной жизнью» Современную библиотеку трудно представить без интернета. Однако Сеть никогда не вытеснит печатные книги, они актуальны во все времена, считает директор Национальной библиотеки Адыгеи Бэлла Кикова. В
Алий Тлюняев: «Я семь лет подряд подавал анкету на шоу «Голос» 21:10 Воскресенье 0 23 390 Алий Тлюняев: «Я семь лет подряд подавал анкету на шоу «Голос» Вокалист из Адыгеи Алий Тлюняев покорил жюри нового сезона шоу «Голос» и прошел в следующий этап «Поединки». Алия я знаю лично. 8 лет назад мы были вожатыми в одном лагере в Адыгее, и уже тогда было
Заур Жанэ: «Уорк хабзэ — инструкция, как жить полноценно, используя опыт предков» 11:58 Воскресенье 0 23 092 Заур Жанэ: «Уорк хабзэ — инструкция, как жить полноценно, используя опыт предков» Это древнее учение кто-то называет моральным кодексом черкесской знати. А кто-то – даже религией магов, хотя к религии, как таковой, оно не имеет отношения. Кавказская йога, или уорк хабзэ,
Биберт Кахадо: «Верим в победу и планируем играть в атакующий футбол» 17:59 Четверг 0 23 258 Биберт Кахадо: «Верим в победу и планируем играть в атакующий футбол» В футбольном клубе «Дружба» многое поменялось в межсезонье. Пост главного тренера команды занял Ашамаз Шаков. А на должность руководителя тренерского штаба пришел этнический черкес из США Биберт