Умар Темиров: Черкесский вопрос в России » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Умар Темиров: Черкесский вопрос в России
Умар Темиров: Черкесский вопрос в России 19:59 Вторник 0 4 181
12-05-2015, 19:59

Умар Темиров: Черкесский вопрос в России




Трагические проблемы черкесского народа по попытке их замалчивания и игнорирования, боязни их решить не имеют аналогов в России. Эти проблемы достались современной России от царского самодержавия и совет­ской власти. Они возникли еще в результате Кавказской войны 1763—1864 гг. и с тех пор так и остались неразрешенными.

Суть этих проблем состоит в следующем.

Сегодня черкесы как в России, так и за ее рубежами, где они представлены 7 миллионами потомков изгнанников, вынужденных покинуть родину по­сле Кавказской войны, выражают единое мнение: "Мы хотим входить только в состав России. Или быть ее гражданами за границей. Для этого мы должны быть полноценным единым черкесским народом и иметь единый субъект в составе Российской Федерации. Избавьте нас от положения рассеянного по всему миру этноса и от состояния демографических его огрызковторой мировой войны. Этим она докажет еще раз миру свою силу, величие и благородство". как в мире, так и в России, где мы оторваны друг от друга лоскутными автономиями на Северном Кавказе. Пусть демократическая Россия реабилитирует черкесский этнос, репрессированный царским самодержавием в годы Кавказской войны 1763—1864 гг., как она реабилитировала репрессированные сталинским режимом народы России в годы Второй мировой войны. Этим она докажет еще раз миру свою силу, величие и благородство".

По сути дела, в интересах России необходимо восстановить в лице черкесов этнический баланс, надежную опору России на южных ее рубежах, существовавшую со времен Ивана Грозного, но разрушенную Кавказской войной 1763—1864 гг. Хочу обратить внимание на то, что причину Кавказской войны черкесы обоснованно видят не в нарушении ими принципов союза и добрососедства с Россией, а в геополитических устремлениях ца­рского самодержавия, спровоцированных политикой ведущих мировых держав по переделу сфер влияния. Черкесы никогда не вступали в военные блоки и союзы и не предоставляли свою территорию для агрессии против России и ее интересов.

В последние годы с началом становления демократической России и преодолением ею наследия авторитарных режимов прошлого проблема черкесского народа стала актуальной. Большую роль сыграло здесь обращение Б. Н. Ельцина, первого президента демократической Российской Федерации, к народам Кавказа в связи со 130-летием окончания Кавказской войны 18 мая 1994 г. В своей телеграмме он написал: "Эхо Кавказской войны, которой были принесены большие человеческие жертвы и материальные потери, до сих пор болью отзывается в сердцах многих россиян. В разные периоды истории, в зависимости от политической обстановки, Кавказская война 20—60-х гг.

XIX века оценивалась и освещалась по-разному. В настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера. Проблемы, которые мы унаследовали от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон".

Очевидно, что одной из самых заинтересованных сторон в разрешении проблемы преодоления последствий Кавказской войны, в том числе возвращения потомков черкесов на историческую родину, является Российская Федерация. Потому что коренной древнейший черкесский народ 450 лет назад вместе с русским народом заложили основу образования федеративного Российского государства. Черкесы вместе с русскими защищали Россию от внешних врагов, вместе строили и укрепляли ее.

Российская общественность и политическая элита России хранят молчание по поводу судьбы коренного черкесского народа Российской Федерации, репрессированного во время Кавказской войны 1763—1864 гг. Власти Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, скованные возможной отрицательной реакцией со стороны федеральных властей, а некоторые, возможно, боясь за свою чиновничью судьбу, не проявляют никакой заметной инициативы, чтобы начать цивилизованное решение проблем, поднятых в телеграмме первого президента Российской Федерации. Общественные организации в лице Международной черкесской ассоциации и общественных движений "Адыгэ Хасэ" в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Шапсугии и других регионов России, в свою очередь, ограничены рамками их деятельности, изложенными в федеральных законах об общественных организациях. Их попытки поднять проблемы признания геноцида черкесов и реабилитации черкесского народа, как это было сделано по отношению к другим народам, которые были репрессированы сталинским режимом в годы Второй мировой войны, в прямой или скрытой форме не поддерживаются. На обращение общественной организации "Черкесский конгресс" в Государственную думу Российской Федерации с просьбой принять федеральный закон о реабилитации черкесского народа, пострадавшего во время Кавказской войны 1763—1864 гг., оттуда ответили более чем некорректно — "черкесский народ не числится среди народов России, репрессированных сталинским режимом".

Таким образом, представители Государственной думы России пытаются уйти от сложнейшей и многогранной проблемы укрепления единства народов России. Это уже чревато серьезными последствиями как для Кавказа, так и для всей Российской Федерации.

Хочу обратить внимание на то, что черкесская проблема уже выходит за пределы России. Она приобретает черты цивилизационного кризиса. Весьма тревожно то, что при полном молчании федеральных властей нерешенную проблему черкесского народа недруги России активно используют для разобщения и отрыва Кавказа от Российской Федерации. А это будет, без преувеличения, второй катастрофой для черкесского и других этносов России.

Сегодня черкесы после русского народа — самые разделенные и самые рассеянные из коренных народов Российской Федерации. По своей численности черкесская диаспора за границей является второй после русской. По последней переписи населения, в Российской Федерации в 2002 г. на исторической родине проживает не многим более 720 тысяч черкесов. А за пределами Российской Федерации в 50 странах земного шара, по разным источникам, сейчас проживают 6—7 миллионов этнических черкесов. Независимо от страны проживания черкесы за границей сохранили свою идентичность и свое этническое название.

В России же, на своей исторической родине, черкесы также разделены. Они лишены единой территории, единой государственности и юридического права носить единое этническое название. После Октябрьской революции 1917 г. советская власть, не пожелав преодолеть последствия Кавказской войны 1763—1864 гг., разделила оставшуюся часть единого черкесского этноса на историче­ской родине на Северном Кавказе на четыре части и каждой из них дала новые этнические названия: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги. Сегодня под этими новыми официальными этническими определениями части единого черкесского народа проживают в разных субъектах Российской Федерации: в Республике Адыгея, в Кабардино-Балкарской Республике, в Карачаево-Черкесской Республике. Под тем или иным новым этническим названием другие черкесы проживают в населенных пунктах Краснодарского, Ставропольского краев и в Республике Северная Осетия — Алания.

Разделенное и рассеянное состояние единого черкесского народа и за границей и в самой России стало препятствием к объединению интеллектуального, материального и прочих потенциалов для нормального самосохранения, возрождения и развития единого по языку, культуре, менталитету и этикету коренного черкесского народа России.

Проблемы черкесского народа могут и должны быть решены официальными властями Российской Федерации на основе международных и российских законов. Они требуют комплексного подхода. В чем он состоит?

1. Демократическая власть Российской Федерации осудила сталинский произвол, допущенный в годы Отечественной войны 1941—1945 гг. по отношению к карачаевцам, балкарцам, чеченцам, ингушам, калмыкам и другим народам, реабилитировала, вернула их за счет государства на родину, восстановила их государственность на Северном Кавказе. Реабилитировала она и субэтнос — казачество, репрессированное советской властью.

Теперь она должна наконец преодолеть последствия произвола, допущенного царским самодержавием по отношению к черкесскому народу во время Кавказской войны 1763—1864 гг. Она должна осудить факт геноцида царским режимом черкесского народа, изгнание черкесов в Османскую империю, ликвидацию исторической Черкесии и вместе с другими государствами, которые в этом повинны, реабилитировать черкесов и вернуть их при финансовой поддержке на родину.

2. Демократическая власть Российской Федерации должна признать неотъемлемое право всех черкесов на свою исто­рическую родину, которой является Северный Кавказ в России. Это соответствует девятому пункту Декларации принципов, принятой IV Генеральной ассамблеей Всемирного совета коренного населения в 1984 году в Панаме: "Коренное население имеет исключительные права на свои традиционные земли и их ресурсы, причем земли коренного населения, отнятые у него без свободного и компетентного согласия, подлежат возвращению". Это означает, что черкесы вместе с другими народами Северного Кавказа цивилизованно, на основе взаимных компромиссов должны найти варианты их расселения с учетом интересов других народов, которые живут сегодня на Северном Кавказе.

3. Демократическая власть России должна исправить несправедливость, допущенную советской властью по отношению к той части черкесов, которым посчастливилось остаться на исторической родине после истребительной Кавказской войны. Это означает, что черкесы как единый народ России, включающий в себя все его части под новыми советскими этническими названиями "адыгейцы", "кабардинцы", "шапсуги", "черкесы" должны иметь единое этни­ческое название "черкесы", единую территорию, единую государственность на Северном Кавказе — Республику Черкесия в составе Российской Федерации.

Решение этих трех взаимосвязанных животрепещущих проблем позволит черкесам объединить свои усилия для подлинного, реального, эффективного возрождения и развития.

Борьба России за создание прочного союза и надежной этнической опоры на Кавказе никогда не прекращалась и в новых исторических условиях будет еще больше обостряться. В такой обстановке игнорирование федеральными органами власти России трагических итогов Кавказской войны 1763—1864 гг. отнюдь не способствует борьбе черкесов за свои национальные интересы на Кавказе сегодня и в будущем. Признав право абхазского народа на свою идентичность, необходимо признать и право черкесов и абазин на такую же идентичность, ибо черкесы, абхазы и абазины — близкородственные народы.

Наступило время, когда Россия, говоря словами ее выдающегося государственного деятеля князя Горчакова, "должна сосредоточиться". Она должна найти в себе мужество трезво оценить как прошлые ошибки, так и настоящие. Надо понять, почему черкесы, несмотря на все коллизии истории, всегда ориентировались на север, на поддержку России, а не на юг или восток и запад. Главными причинами были и остаются постоянные поползновения посторонних сил к завладению их плодородными землями с выгодным географическим расположением и благоприятным климатом.

Из множества фактов приведем такой. В течение нескольких столетий подряд Крымское ханство, за спиной которого стояла Османская Турция, в среднем один раз в три года вторгалось на территорию исторической Черкесии, чтобы ее покорить. Порою это вторжение достигало самой восточной ее провинции — Кабарды. Этого могло не быть, если бы историческая Черкесия согласилась стать составной частью Османской империи. Но черкесы всегда были против.

Убедительным свидетельством этому является то, что даже в самый критический момент в конце Кавказской войны 1763—1864 гг., когда черкесы стояли на грани поражения, они отвергли предложение эмиссаров турецкого султана принять подданство Османской империи. Руководители черкесского сопротивления от имени своего народа заявили, что черкесы не ведут войну против русских как этноса. Они воюют против политики экспансии российского правительства, против захвата их территории и вытеснения черкесов со своей исторической родины.

Причины союза Черкесии и России и договора, заключенного между черкесскими князьями и Иваном Грозным в 1557 г. и подкрепленного династическим браком русского царя и черкесской княжны Кученей, сохраняли свое значение даже в жестокие годы Кавказской войны 1763—1864 гг. Этот договор, без преувеличения, сохраняет свое принципиальное значение и сейчас, потому что причины, вызвавшие его к жизни 450 лет назад, как ни покажется парадоксальным, все еще существуют.

Дело в том, что договор исторической Черкесии и России 1557 г. предполагал мирные постепенные методы взаимной интеграции черкесов и русских в составе Российского государства. Таким образом, Россия получала прочную этническую опору в лице черкесов на южных рубежах с выходом к теплым южным морям. Численность черкесского этноса к началу Кавказской войны составляла, по разным оценкам, от 4 до 6 миллионов человек. Территория исторической Черкесии в XV—XVI веках на карте, изданной Главным штабом Российской империи, включала в себя почти весь Северный Кавказ, кроме сравнительно небольших территорий Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Карачая, Балкарии и части территории Калмыкии. Сама Черкесия, имея таких грозных соседей, как Крымское ханство и Османская империя, беспокойные тюркские племена, могла сопротивляться их агрессии только в союзе с мощным северным соседом — Российской империей.

Россия и историческая Черкесия начиная с 1557 г. шли к взаимной интеграции. Это стало очевидным и внешним силам, которые боялись такого сближения. Поэтому Османская империя, Англия, Франция, которые не желали такого союза, стали усиленно провоцировать взаимное недоверие и взаимные претензии России и Черкесии. Но до начала колониального деления земного шара ведущими мировыми державами эта политика не давала результатов. Однако во второй половине XVIII века Россия, подстрекаемая внешними силами, решила стать на путь военной экспансии против исторической Черкесии.

В столетнюю Кавказскую войну были вовлечены как русский, так и все народы Северного Кавказа. Русские понесли огромные людские и материальные потери. За один год в среднем Россия теряла в Кавказской войне 30 тысяч жизней. В той или иной мере другие народы также несли в этой войне потери. Но потери черкесского этноса в результате этой войны ни с чем не сравнимы. Кавказская война стерла с политической карты историческую Черкесию.

Если другие народы, значительно меньшие по численности и покоренные русским оружием в ходе Кавказской войны, остались на своих землях после этой войны, то черкесов лишили такой возможности. Из 4 миллионов черкесов после Кавказской войны на исторической родине, по официальным данным царской администрации, осталось только 80—100 тысяч человек. Это значит, что только 3 % коренного черкесского населения остались жить на территории исторической Черкесии. Остальные погибли, умерли от лишений и невзгод или были насильственно депортированы в Османскую империю.

Это было стратегической и тактической ошибками царского самодержавия. Россия помимо своей воли усилила против себя военную машину Османской империи воинственными черкесами. А в этом Турция была весьма заинтересована. Но самая главная стратегическая ошибка царизма состояла в том, что Россия, разрушив черкесскую историческую цивилизацию, резко изменила не в свою пользу этнический баланс в этом регионе.

Надо особо отметить, что тревожные события, которые сейчас, спустя 145 лет, происходят на Северном Кавказе, в значительной степени берут свое начало с момента уничтожения исторической Черкесии и изгнания ее коренного населения на чужбину. Это правда, которую обходят молчанием аналитики, изучающие причины нестабильности сегодня на Северном Кавказе. Это правда, о которой упорно не хотели говорить ни царская, ни советская власть. Это правда, которую боится признать даже современная власть Российской Федерации.

Надо отметить, что празднование 450-летия единения России и исторической Черкесии в 2007-м отличалось от празднования этого события 50 лет, назад в 1957 году. В 2007 г. то "единодушное одобрение", что было в советский период, сменилось многими сложнейшими вопросами. Россий­ская и мировая общественность при активном участии черкесской диаспоры и черкесов в России спрашивают: почему до сих пор сохраняется табу на проблемы черкесского народа в России? Чем объяснить нежелание Государственной думы Российской Федерации изучить итоги Кавказской войны для черкесского этноса и дать профессиональный, грамотный, взвешенный ответ на обращение общественной организации "Черкесский конгресс" по этому вопросу? Почему черкесы, первыми среди народов Кавказа открывшие дорогу в Москву и за­ключившие с Россией еще в 1557 г. взаимовыгодный договор, юбилей которого официально отмечается в России, не пользуются теми правами, которыми удостоены народы, репрессированные сталинским режимом и реабилитированные демократической властью России? Почему великая авторитетная Россия не может найти в себе силы и мужество восстановить справедливость по отношению к черкесскому народу?

Многие авторы, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что необходимость признания геноцида черкесского этноса в ходе и по итогам Кавказской войны 1763—1864 гг. давно назрела и его затягивание уже наносит ощутимые потери авторитету России как на Северном Кавказе, так и на международной арене. Внимательный анализ дает основания заявить, что неповоротливостью, негибкостью российской политики в этом вопросе активно стали пользоваться в первую очередь спецслужбы недружественных стран. Эти страны мобилизуют мощные экономические, политические, дипломатические, да и военные средства, чтобы оторвать народы Северного Кавказа от Российской Федерации.

В этих условиях необходимо выработать нужную государственную концепцию взаимоотношений народов Северного Кавказа в XXI веке, изменить общественное мнение о черкесской проблеме, чтобы не пугать другие народы провокационным лозунгом о возрождении "Великой Черкесии от моря до моря". Эта провокация недругов России преследует цель помешать совершенствованию кавказской стратегии Кремля, которая должна способствовать созданию в общественном сознании нового образа современного жителя Северного Кавказа — образованного, размышляющего о судьбах не только своего этноса, а прежде всего о судьбах единой и мощной Российской Федерации. Такую задачу невозможно решить путем замалчивания исторической правды.

Восстановление правды об истреблении черкесского народа в период Кавказской войны 1763—1864 гг. предполагает приведение фактов, которые, безу­словно, будут весьма неприятными и во многих случаях шокирующими. Одна­ко это необходимо сделать, чтобы было понятно, почему ставится во­прос о признании геноцида черкесов и восстановлении их неотъемлемых этнических прав.

Яков Гордин в статье "Черкесская Атлантида" (Звезда. 2007. № 12) пишет: "Судьба адыгов (черкесов) действительно глубоко трагична и существенно отличается от судьбы других народов Кавказа. Обезлюдел ведь именно Западный Кавказ. Меня давно интересует этот аспект: война шла на всем Кавказе, а больше всех пострадали именно черкесы. Кавказская война как была, так и остается „неизвестной“. Российское общество плохо себе представляет, что произошло с адыгами (черкесами). Думаю, что возвращенные черкесы будут благодарны России за вновь обретенную историческую родину. Этот шаг со стороны России станет примером для всего мира".

Яков Гордин справедливо говорит: "Тот вариант судьбы черкесов и Черкесии, который избран был кавказским генералитетом, оказался трагически порочным. Дело было не только в провале колонизации. Был не менее важный, хотя и менее заметный внешне нравственный аспект происходящего. То, что произошло с черкесами-мухаджирами, было для России опасным уроком бесчеловечности. Если сам факт завоевания Кавказа имеет свое объяснение геополитического характера, то степень жестокости, проявленной к уже побежденному, бессильному населению, не имеет ни объяснения, ни тем более оправдания. Влияние Кавказа на русскую культуру в самом широком смысле еще не исследовано и не осознано. Не обдуман и не осознан и тот урок безнаказанной бесчеловечности, который получила Россия на Западном Кавказе. И еще одно: Российская империя лишила себя возможности обогатиться не просто лишними землями, но инкорпорировать своеобразную и мощную культуру, которая, сближаясь с русской культурой, обогатила бы ее представления о взаимоотношениях человека с миром, человека с человеком".

Российская империя до Александра II, присоединяя к себе народы и их территории мирным или немирным путем, никогда не уничтожала их по этническому или религиозному признаку, как это делали европейцы, покоряя народы других континентов. Тем более Россия никогда не изгоняла народы с родной земли, как это случилось с черкесами.

Император Александр II, нарушив вековые незыблемые государственные и православные христианские принципы и традиции строительства много­национального Российского государства, породил преступный по своей сути прецедент, позволяющий учинить расправу по этническому признаку над любым народом, заподозренным в нелояльности к властям. По свидетельству участников событий, официальное выселение черкесов как военная и политическая мера началось в 1862 г., когда 10 мая состоялось утверждение постановления Кавказского комитета по этому вопросу. Участниками закрытого заседания комитета были военный министр России Д. А. Милютин, наместник Кавказа князь А. И. Борятинский, казачий атаман, командующий правым флангом Г. И. Филипсон, командующий левым флангом, покоритель Дагестана Н. И. Евдокимов. Предложение Филипсона, хорошо изучившего народы Кавказа, добившегося уже мирного присоединения к России сильного субэтноса — абадзехов и настаивавшего на сохранении черкесов в России, было отвергнуто. На этом заседании победило бескомпромиссное предложение Евдокимова о насильственном изгнании черкесов в Османскую империю.

Когда об этом стало известно, против решения об изгнании черкесов выступили просвещенные и высокообразованные русские генералы. Они справедливо считали план выселения черкесов чудовищным мероприятием, чуждым российским государственным и православным традициям. План изгнания черкесов решительно осудили генерал В. И. Рудановский, начальник Главного штаба Кавказской армии Г. И. Филипсон. С ними был солидарен князь Г. З. Орбелиани, исполнявший обязанности командующего Кавказской армией. Еще раньше против попытки очищения края от коренного черкесского населения выступал генерал Н. Н. Раевский (младший), началь­ник Черноморской береговой линии, малолетний участник Бородинского сражения, сын генерала Н. И. Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 г.

Но император России не прислушался к мнению этих патриотов-военных и других просвещенных людей России. Царь однозначно поддержал генерала Евдокимова, а всех, кто не был с ним согласен, снял с занимаемых постов и отправил в отставку. После этого судьба черкесского этноса в конце Кавказской войны была уже решена.

О том, как это происходило, историки и военные деятели той поры писали вполне откровенно, потому что жили во времена колонизации, когда действия русских войск ничем не отличались от подобных действий англичан, испанцев, голландцев, французов и других в Старом и Новом Свете. Отличие состояло только в том, что Россия до Кавказской войны никогда не нарушала православных и государственных принципов сохранения коренных народов.

Адольф Петрович Берже, российский археолог и исследователь Кавказа, в ту пору чиновник канцелярии кавказского наместника и официальный историк Кавказской войны, прикомандированный к штабу командующего русскими войсками, так описывал ход изгнания черкесов: "Происходил открытый грабеж сильным более слабого. Первыми были выселены натухайцы, занимавшие места в районе Анапы и Цемеса. Затем приступлено было к выселению шапсугов и абадзехов. Русские войска сжигали поселения и жителей теснили к морскому побережью, где их силой сажали на баржи для отправки в Турцию. Многие баржи тонули в открытом море вместе с выселяемыми.

В 1864 году Северо-Западный Кавказ фактически лишился почти всего коренного населения. Никогда не забуду того угнетающего впечатления, которое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу 17 000 человек. Позднее ненастное и холодное время года, почти совершенно отсутствие средств к существованию и свирепствовавшие между ними эпидемии тифа и оспы делали положение их отчаянным. И действительно, чьи сердца не содрогнулись бы при виде, например, молодой черкешенки в рубище, лежащей на сырой земле, под открытым небом, с двумя малолетними, из которых один в предсмертных судорогах боролся за жизнь, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен встречалось немало…"

Процесс уничтожения черкесской цивилизации на Северном Кавказе начался на востоке исторической Черкесии в Кабарде в 1763 г. и завершился на западе — от Пятигорья Минеральных Вод до побережья Черного моря — в 1864 г. Правилом поведения в этой истребительной Кавказской войне в отношении черкесов было уничтожение и насильственное вытеснение населения и такое же принудительное заселение освободившихся земель казаками. В результате такой политики кабардинское население с 1763-го по 1825 г. (год покорения Кабарды) уменьшилось в девять раз, а территория Кабарды сократи­лась на 73 % от ее первоначального состояния.1 А западная часть историче­ской Черкесии, как уже отмечено, вообще обезлюдела.

В 1810 г. генерал И. Ф. Булгаков доносил по инстанциям после одного только своего похода: "Кабардинский народ никогда таковой чувствительной не имел потери, и никогда еще войска не доходили туда, где ныне чинили поиски, и они потеряли много имущества, которое сожжено с двумя­стами селений".

Командующий войсками в 1830-е гг. генерал-лейтенант А. А. Вельяминов докладывал: "Мы шли, за нами возникали пожары пылали зажженные нами черкесские аулы. Страшно было взглянуть назад!" По словам сравнительно лояльного к черкесам генерала Г. И. Филипсона, "война шла с неумолимой, беспощадной суровостью. Мы продвигались вперед шаг за шагом, но бесповоротно, очищая от черкесов до последнего человека всякую землю, на которую становилась нога соседа. Горские аулы были выжигаемы целыми сотнями, едва лишь сходил снег, но прежде чем деревья оделись зеленью (в феврале и марте); посевы вытравливались конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить врасплох, немедленно было уводимо под конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляли к берегам Черного моря и далее в Турцию". Это же подтверждает и другой очевидец: "Борьба России с черкесами Западного Кавказа носила исключительный характер, состоящий в том, что страна завоевывалась и покоренные обитатели ее сейчас же выселялись отсюда". Цель же всех этих действий разъяснял генерал-лейтенант Р. А. Фадеев: "Земля закубанцев нужна была государству, в них же самих не было никакой надобности".

Можно привести множество официальных донесений, документов, воспоминаний непосредственных участников и исполнителей царской воли, свидетельствующих о геноциде древнейшего аборигенного черкесского народа.

Но из всего этого ясно одно. В истории Российского государства не было и нет подобного, крайне негативного примера собирания земель и народов под скипетром империи. Сотни и тысячи примеров из истории покорения черкесов в Кавказской войне поражают воображение своей жестокостью.

Весьма негативна роль Османской империи, а также Англии и Франции в судьбе черкесского народа. Посулы и обещания помочь, подстрекательство к продолжению сопротивления сыграли роковую роль в судьбе черкесов. По сути дела, эти страны, особенно Турция, воспользовались незнанием черкесской элитой расстановки политических и военных сил на мировой арене и в Российской империи.

Россия в конце войны осознанно, но стратегически неверно избавлялась от черкесов. Турция же осознанно принимала их, используя черкесов для укрепления своей пошатнувшейся империи. Главная вина правителей Османской империи, Англии и Франции перед черкесами в том, что они не препятствовали царскому самодержавию России в изгнании черкесов. В итоге судьба черкесов трагична — гибель переселенцев, потеря родины, рассеяние этноса по всему миру.

Черкесы в целом, как этнос, ни в России, ни за ее пределами, несмотря на жестокую катастрофу, которая их постигла в результате Кавказской войны, не стали марионетками в чужих руках.

В период Гражданской войны в России черкесы не противопоставили себя русскому населению, и прежде всего казачеству, которое упорно воевало против черкесов в годы Кавказской войны 1763—1864 гг. и заняло их земли. В период красного террора против казачества черкесы на Кавказе, рискуя свои­ми жизнями, спасали казаков и их семьи независимо от их политических пристрастий. После поражения Белого движения и решения его руководителей покинуть Россию с остатками своих войск черкесские генералы и князья добились разрешения турецких властей вступить эмигрантам на турецкий берег.

В 1917 и в 1991 гг., когда проверялась прочность этнической и конфессиональной солидарности России, Грузии и Армении, последние без колебаний вышли сначала из Российской империи, а в 1991 г. — из СССР.

Это к тому, что Россия, как утверждали некоторые историки, пришла на Кавказ, чтобы оградить единоверных православных грузин и армян от неминуемого турецкого и персидского порабощения и ассимиляции. И якобы для этого Россия вынуждена была принести в жертву родину черкесов — историческую Черкесию. Парадокс в том, что не грузины и армяне, а именно черкесы вопреки случившемуся с ними оказались верными русским интересам и Российскому государству на юге России. Черкесы и абхазы в русской революции 1905—1907 гг. были одними из немногих народов, которые поддержали Российское правительство. За эту поддержку премьер-министр П. А. Столы­пин с одобрения императора Николая II снял с абхазов статус "виновного народа" в Кавказской войне. Черкесы не удостоились такой оценки.

В годы Великой Отечественной войны на стороне вермахта воевал армян­ский полк СС и дивизия грузин. В то же время на стороне Гитлера не воевало ни одно черкесское формирование. По числу Героев Советского Союза в расчете на тысячу человек черкесы наряду с осетинами были в числе первых из всех народов бывшего СССР.

Все это свидетельствует о том, что черкесы являются надежной этнической опорой на юге Российской Федерации и имеют право возродиться в составе великой России на своей родной земле. Возродиться не отдельно, как сейчас, с этническими названиями "кабардинцы", "адыгейцы", "черкесы", "шапсуги", — а единым народом с единым историческим этническим названием "черкесы" и единой Республикой Черкесия в составе Российской Федерации.

Искать решения этой назревшей проблемы надо путем взаимной поддержки всего конструктивного, что укрепляет единство народов России на южных ее рубежах. Важно понимать, что существенной частью в арсена­-ле недругов России и антироссийской пропаганды является представление Российской Федерации тоталитарным государством, которое до сих пор не признало геноцида черкесов в годы Кавказской войны 1763—1864 гг., не ре­шило вопрос о возвращении черкесов на родину предков, их воссоединении и возрождении в одной Республике Черкесия в составе Российской Федерации.

23 ноября 2008 г. состоялся Чрезвычайный съезд черкесского народа в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики. Делегаты съезда весьма корректно, доказательно и с чувством глубокого уважения к национальным интересам всех народов России и самой Карачаево-Черкесской Республики обратились к федеральным и республиканским органам власти с просьбой решить проблемы черкесского народа.

Только малая часть проблем черкесов — необходимость внесения изменений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, которые позволили бы защищать этнические интересы черкесов, — встретила яростное сопротивление властных структур республики. По их заданию все официальные средства массовой информации и часть общественных национальных движений республики обрушились с нападками на решения съезда. Они полностью исказили содержание работы съезда и его решения, запугали все другие народы Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа жупелом сепаратизма и возрождения Великой Черкесии. К чести черкесов, они не стали отвечать на подобные инсинуации. Но всему есть предел.

В связи с этим хочу обратить внимание официальных властей и отдельных представителей других народов, репрессированных сталинским режимом в годы Отечественной войны 1941—1945 гг., на следующее. Жизнь каждого человека бесценна. А тем более жизнь целого народа. Раз это так, то и страдания каждого человека и каждого народа должны измеряться одной и той же гумани­стической меркой сострадания и справедливости. Черкесы не были никогда уличены в отступлении от этих вековых традиций общечеловеческой морали. Поэтому они вправе ожидать такого же отношения к себе, к своей трагиче­ской судьбе со стороны официальных вла­стей и всех народов, особенно тех, которые сами испытали на себе трагедию репрессий и изгнания с родной земли в недалеком прошлом. Тем более что несправедливость, допущенная по отношению к одним народам в России, к счастью, уже преодолена, а по отношению к черкесам пока еще нет.

Черкесский народ не может вечно оставаться изгоем, лишенным этниче­ского права на свое воссоединение и возрождение на исторической родине. Черкесы не могут быть исключением из правил. Уже осужден геноцид евреев и армян на международном уровне. В России давно реабилитированы и возвращены на родину карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки. Возрождается реабилитированное российское казачество, репрессированное в советское время. Демократическая Россия должна и может завершить избавление от репрессий не только советской, но и царской власти по этническому признаку. Это не унизит Россию, а наоборот, возвысит ее перед лицом как мировой, так и российской общественности. Для этого сложились благоприятные условия и на международной арене, и в самой Российской Федерации.

Пробуждение зажатого в прошлом этнического самосознания черкесов в России и за рубежом объективно и закономерно. Его уже практически невозможно игнорировать. Национальное движение черкесов повсюду становится авторитетным и влиятельным. Важно только все это направить в позитивное русло, отвечающее интересам как самих черкесов, так и Российской Федерации.

Объективный анализ происходящих событий свидетельствует, что в XXI ве­­ке борьба за Кавказ как стратегический регион будет не менее жесткой, чем это было в прошлом. Дело в том, что к прежним факторам соперничества мировых и региональных держав в этом регионе добавились новые, такие, как каспийская нефть, как значительная потеря Россией своего влияния в Закавказье после распада СССР. Для того чтобы выиграть это соперничество, Россия должна создать прочную этническую опору на новых границах на Северном Кавказе. Надежной опорой России в этом регионе наряду с другими народами, несомненно, будут воссоединенные черкесы.

В телеграмме первого Президента Российской Федерации от 18 мая 1994 г. народам Кавказа и в решении международной Организации непредставленных народов от 23 апреля 1997 г. признана необходимость реабилитации черкес­ского народа по итогам Кавказской войны 1763—1864 гг., что означает воссоединение, возрождение и развитие древнейшего черкесского этноса на своей родной земле.

Появление этих документов по проблемам черкесского народа совпало по времени с периодом решения сложнейших проблем в самой России. Это, безусловно, сказалось на задержке их реализации на практике. Но сейчас Россия и ее народы могут уже преодолеть дискриминацию черкесов, начатую Кавказской войной 145 лет назад.

Реабилитация репрессированных во время Отечественной войны 1941—1945 гг. народов состоялась с принятием Верховными Советами СССР и РСФСР закона "О реабилитации репрессированных народов". Для разрешения черкесской проблемы требуется принятие Федеральным Собранием Российской Федерации федерального закона "Об осуждении геноцида черкесов царским самодержавием в период Кавказской войны 1763—1864 гг. и реабилитации черкесского народа".

Черкесы, как и другие народы, с одобрением восприняли принятый Госу­дарственной думой Российской Федерации закон о возвращении этнических русских, оказавшихся в разное время и по разным причинам за рубежом, на свою историческую родину и надеются, что будет принят аналогичный федеральный закон о возвращении на родину черкесов.

Большая работа должна быть проведена в международных организациях: в Организации Объединенных Наций, Организации непредставленных народов, в ОБСЕ и других, а также в странах проживания черкесов за границей, чтобы в них с пониманием и поддержкой отнеслись к проблеме воссоединения и возрождения черкесского народа.

Важнейшую роль в решении этой проблемы должны взять на себя сами черкесы, где бы они ни проживали сегодня, их общественные и политиче­ские организации. Они обязаны объединить свои интеллектуальные, материальные и финансовые возможности. Может быть, эти возможности малы для решения такой масштабной задачи. Но без этого не будет той основы, на которую должно опираться начало решения данной нелегкой проблемы.

На мой взгляд, к решению черкесского вопроса по воссоединению на исторической родине, возвращению потомков черкесов-изгнанников в Россию должны быть привлечены такие страны, как Турция, Англия, Франция и другие. Все они, как отмечает Президент России в своей телеграмме народам Кавказа от 18 мая 1994 г., несут свою долю ответственности за многострадальную судьбу горских народов. Однако смею однозначно утверждать, что дискриминация черкесов, начатая Кавказской войной 1763—1864 гг., никогда не закончится, если авторитетная Россия сама решительно и однозначно не поставит перед собой задачу по ее преодолению.

Умар Темиров

© Журнал "Звезда"




Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Надежда Суховая: «Женское лидерство для меня — это возможность выбора» 18:04 Понедельник 0 22 115 Надежда Суховая: «Женское лидерство для меня — это возможность выбора» Надежда Суховая почти 20 лет служила в Управлении федеральной службы исполнения наказаний по Адыгее, где многие годы возглавляла пресс-службу. Выйдя в отставку, подполковник Суховая стала одним из
Алий Дедухов: Продукция производителей Адыгеи имеет устойчивый спрос за рубежом 21:50 Пятница 0 21 147 Алий Дедухов: Продукция производителей Адыгеи имеет устойчивый спрос за рубежом Экспорт продукции предприятий-получателей поддержки в Адыгее по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в этом году показал
Бэлла Кикова: «Хочется, чтобы библиотека жила насыщенной жизнью» 21:10 Воскресенье 0 23 435 Бэлла Кикова: «Хочется, чтобы библиотека жила насыщенной жизнью» Современную библиотеку трудно представить без интернета. Однако Сеть никогда не вытеснит печатные книги, они актуальны во все времена, считает директор Национальной библиотеки Адыгеи Бэлла Кикова. В
Алий Тлюняев: «Я семь лет подряд подавал анкету на шоу «Голос» 21:10 Воскресенье 0 23 273 Алий Тлюняев: «Я семь лет подряд подавал анкету на шоу «Голос» Вокалист из Адыгеи Алий Тлюняев покорил жюри нового сезона шоу «Голос» и прошел в следующий этап «Поединки». Алия я знаю лично. 8 лет назад мы были вожатыми в одном лагере в Адыгее, и уже тогда было
Заур Жанэ: «Уорк хабзэ — инструкция, как жить полноценно, используя опыт предков» 11:58 Воскресенье 0 22 975 Заур Жанэ: «Уорк хабзэ — инструкция, как жить полноценно, используя опыт предков» Это древнее учение кто-то называет моральным кодексом черкесской знати. А кто-то – даже религией магов, хотя к религии, как таковой, оно не имеет отношения. Кавказская йога, или уорк хабзэ,
Биберт Кахадо: «Верим в победу и планируем играть в атакующий футбол» 17:59 Четверг 0 23 140 Биберт Кахадо: «Верим в победу и планируем играть в атакующий футбол» В футбольном клубе «Дружба» многое поменялось в межсезонье. Пост главного тренера команды занял Ашамаз Шаков. А на должность руководителя тренерского штаба пришел этнический черкес из США Биберт