
Длиннодревковый топор, с широким лунообразным лезвием — пожалуй, самое узнаваемое оружие XVI века, которое стало прочно ассоциироваться со стрелецким войском.
Подобно турецким янычарам или французским мушкетерам, стрельцы и их бердыши стали символом целой эпохи — оригинального русского Средневековья.
Почему бердыши получили популярность в Восточной Европе, и насколько эффективными они были в бою?
Как появились бердыши?
Считается, идея вооружать пехоту длиннодревковыми боевыми топорами пришла в Россию из Западной Европы. Одни исследователи считают прототипом бердыша алебарду, другие — скандинавскую широколезвийную секиру.
На Руси такие топоры стали появляться с первой половины XV века. Здесь бердыши оказались на вооружении не только у стрельцов, но и у городской стражи, ополчения, кавалерии, а позже оказались у полков «иноземного строя».
Впрочем, применялись они не только в России. С конца XV века бердышами начали вооружать шведских мушкетеров, а со второй половины XVII века оружие оказалось востребованным у польской пехоты.
Конструктивно, форма бердыша позволяла не только рубить, но также резать и колоть противника. Однако, в отличие от алебарды, у него отсутствовали дополнительные крючки и пики для борьбы с хорошо бронированным противником и конницей.
Насколько бердыш был эффективным в бою?
Современники оставили противоречивые впечатления о бердышах.
Согласно А. Ф. Вельтману, бердышники считались лучшей пехотой в Европе. Похожее мнение выражал посол Священной Римской империи Августин Мейерберг, сообщивший, что к концу XVII века бердышники превратились в «ударную силу» русской армии.
Отзыв другого план дал хорватский историк Юрий Крижанич, который отметил малую мобильность стрельцов, их уязвимость перед конницей и крайнюю непрактичность тяжелого бердыша: ни дров нарубить для острога, ни окопаться.
Универсальным оружием бердыш, действительно, не был. Однако, для своей эпохи и в условиях Восточной Европы широколезвийный топор обладал рядом неоспоримых преимуществ.
Бердыш позволял использовать его вместо сошки — подставки для тяжелой пищали или мушкета. Топор не требовал особых навыков владения оружием, просто бери и бей. Вместе с тем, сдержать удар бердыша саблей или парировать его наручем было крайне сложно.
На поле боя стрельцов всегда прикрывала кавалерия. Если же пехота была вынуждена полагаться только на себя, то бердышникам помогали полевые укрепления (гуляйполе).
XV-XVI века — время, когда огнестрельное оружие обладало разрушительной мощью, но крайне низкой скорострельностью. Рукопашная схватка оставалась основой ведения ближнего боя.
В свою очередь, латы в Восточной Европе встречались среди солдат крайне редко. Именно поэтому алебарды на Руси распространения не получили. Бердыши оказались эффективнее.
Впрочем, время взяло своё. К XVIII веку оружие безнадежно устарело и постепенно вышло из употребления.













