Общественное управление абадзехов было простым и органичным. Население подразделялось на 62 рода. Не имея князей и других избранных предводителей, абадзехи на сходах назначали временного предводителя, которому все подчинялись в тот день.
Существовали и формы представительной демократии. Так, например, в 1859 г. 12 мужчин, избранных от 12 округов во главе с наибом Магомет-Амином, отправились в Майкоп к войсковому начальнику генералу Г.Х. Зассу для ведения переговоров.
Для разбора имущественных споров и решения других претензий друг к другу был избран совет - Хасэ из трех наиболее умудренных опытом стариков. В сложных ситуациях, когда из-за отсутствия свидетелей не могли установить истинных виновников или оправдать невиновных, подозреваемых заставляли поклясться в священной горной пещере. Люди не смели сказать неправду. Мы видим пример священного права, которое является последней инстанцией при решении сложных дел. Право оказывалось тесно связанным с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь.
При рассмотрении дел, связанных с гибелью людей или нанесением ран, налагали следующее наказание: за убийство полагалась смерть, или убийцу заставляли платить «кровный штраф». За ранение полагалось уплатить половину суммы штрафа или нанести такую же рану. Украденное заставляли вернуть законному владельцу, потерянное имущество помогали найти.
Охрана границ осуществлялась за свой счет, так как речь шла о защите своего народа. За эту службу не получали никакой платы. Как подчеркивает автор, побуждаемые своей совестью, храбростью и горячностью, люди сами принимали такое решение. Если воин погибал или получал тяжелую рану, то о нем слагали героическую песню с восхвалением его подвигов. Песни также клеймили позором трусов. Их сочиняли певцы и сказители -джегуако. Джегуако, исполнив песню, должен был рассказать историю, положенную в ее основу Не имея письменности, адыги на протяжении столетий сохраняли информацию в устной традиции. Песня была одним из способов передачи и сохранения информации потомству. Песни исполнялись во время работы в поле, похода, привала, на народных собраниях и различных праздниках, и, главным образом, в комнатах для приема гостей -хачещах. Каждый хозяин старался, чтобы его хачещ был хорошо убран, оснащен самыми лучшими музыкальными инструментами. Если его посещали почетные певцы и сказители, это делало популярным в народе и имя самого хозяина. Адыг, возвращающийся с поля домой, думал, куда ему пойти, у кого сегодня будут хорошие певцы и сказители.
Имея статус независимого сообщества, абадзехи принимали беженцев из Кабарды, Бжедугии, Чемгуя и др. территорий. Чаще всего это были крепостные крестьяне, которые просили защиты от притеснений своих владельцев. Во многих случаях преследуемые затем переселялись в Стамбул. Много солдат и казаков из России переселялось в Абадзехию на постоянное жительство, обзаводились семьями. Работая на земле, здесь можно было обеспечить скромное, но достойное существование. В землях абадзехов не было нищих.