» » » АВАРЦЫ — самая крупная по численности народность Дагестана
АВАРЦЫ  — самая крупная по численности народность Дагестана 09:26 Понедельник 0 1 075
16-04-2018, 09:26

АВАРЦЫ — самая крупная по численности народность Дагестана

АВАРЦЫ (самоназв. маг'шрулал) — самая крупная по численности народность Дагестана, занимает бассейны трех рек: Аварского, Андийского и Кара-Койсу. Значит, часть А. из высокогорных р-нов в 40—60-х гг. XX в. переселилась на равнину (Кизи-люртовский, Кизлярский, Хасавюртовский р-ны), в города. По переписи 2000 г. насчитывали 785,3 тыс. чел., вт.ч. в Дагестане 758,4тыс. чел., частично включая родств. андо-цезские народы и арчинцев. Культура малых народов (андо-цезы, арчинцы) сотни лет развивалась во взаимосвязи с культурой А., и этнограф. материал наглядно показывает их общность. Они обладают общеаварским самосознанием и национальность свою указывают «аварцы». В быту пользуются родными языками. Часть А. проживает в сев. Азербайджане (Закатальский и Белоканский р-ны) — 44 тыс. чел., в Грузии — 4,2 тыс. чел. А. относятся к балкано-кавказ. расе, физический тип характеризуется следующими признаками: рост выше среднего, темнорусые, слегка волнистые волосы, кожа светлая, лицо широкое, глаза светлокарие, карезеленые.

Авар, язык относится к нахско-дагест. группе се-верокавказ. семьи. Имеет много диалектов (каждое общество) и говоров (селения). В основу лит. языка положен так называемый «гьоболмац» — «язык гостя», выработанный веками при общении на базарах, с гостями; в спец. лит. он назван «болмаш» — «язык войска». Письменность на авар, языке создана на основе араб, графики (аджам). В 1928 г. введен алфавит на основе лат. графики с одновременным переводом преподавания в школе на родной язык и изучением русского языка в качестве учеб, предмета. С 1938 г. действует письменность на русской графической основе. Обучение в школе до четвертого класса ведется на родном языке, дальше — на русском. Из А., проживающих в Дагестане, родным считают язык своей национальности 98,9 %, русским языком свободно владеет в качестве второго языка 64,6 %, среди городского населения — 82 %.

А. — мусульмане-сунниты, но сохранились пережитки языч. верований: почитания природных явлений, небесных светил, святых мест (горы, ска-
лы), обряды вызывания дождя и солнца, магические действия, избавляющие от сглаза, болезней, бесплодия.

Основой формирования авар, народности предположительно служили племена легов, гелов, алба-нов, каспиев, упоминания о которых имеются в письм. источниках V—I вв. до н.э., входивших в состав Кавказ. Албании. С V в. территория, заселенная А., известна как царство Серир (по перс.-араб, источникам) — крупнейшее политическое образование в средневековом Дагестане; с XIV в. оно в дагестанских хрониках называется Аварией. Этноним «аварцы» производят от имени царя Серира — Авар (VI). А., как и соседние народы нач. XX в. — называли себя не «аварцами», а «мапарулал». Термин «аварцы» закрепился благодаря российской документации.

В Средние века А. входили в состав Аварского и Мехтулинского (образовалось в XVIII в.) ханств и множества (ок. 40) «вольных обществ» — союзов сел. общин (Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, (Бакълъулал), Хьиндалал (Койсубулу), Келеб, Карах, Анщросоидр.).

Все общины, входившие и в ханства и в «вольные общества», находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих адатах (обычаях). Единая правовая система и обществ. консолидация способствовали выработке общей полит, культуры и моральных ориентаций. К единению и консолидации вела общая борьба за независимость с внешним врагом (татаро-монголами, арабами, персами). Вместе с тем А. не были объединены в одно гос. образование. Управление в феод, владениях отличалось от «вольных обществ». В ханствах (Аварском-Хунзахском, Мехтулинском) не было единой системы адм. деления и управления. Официально все вопросы внутр. и внеш. управления решал хан, а реальная власть на местах принадлежала бекам, которые прислушивались к мнению схода и старейшин. В основном все вопросы решались на основе адатов. Многие «вольные общества» фактически были полит, и этнограф, единицами (субэтносами), имевшими свои культурно-бытовые, языковые особенности. Входившее в «вольное общество» селение — сельская община — была само-стоят. хоз.-полит, единицей, основанной на кровнородственных и соседских отношениях, частной собственности ее членов и одновременном совладении ими обществ, собственностью на своей территории (пастбищами, частично сенокосами, лесами, водными источниками), строгом соблюдении адатов (обычаев), регулировавших взаимоотношения людей и регламентировавших хоз.-бытовую деятельность.

Традиц. форма соц. организации — селение, имевшее средние размеры в 110-120 хозяйств с населением 500-550 чел. Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутритухумной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сел. сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население старше 15 лет. При выборах правителей-старейшин (ч1ух1би, падилзаби, хараби) соблюдался принцип представительства тухумов. Со 2-й пол. XIX в. структура правления несколько изменилась: главным лицом становится старшина, фактически назначаемый властями. Ему помогали старейшины, исполнители (пел), охранники полей (пел), глашатай (магъ-

уш).

Средневековый период (XV—XVIII) не был спокойным для А. Не прекращались войны между Ираном и Турцией за захват Кавказа, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феод, владетелей в военные действия. Согласно Гюлистанскому миру в 1813 г. между Ираном и Россией территория Дагестана отошла к России, что способствовало быстрому росту эконом, потенциала отдельных регионов, обществ, развитию ремесла и торговли. Однако колониальная политика царизма, тяжелые поборы и подати привели к недовольству народа. А. приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834—1859). В результате адм. реформ 60-х гг. А. вошли в состав Аварского, Андийского, Гунибского округов. К А. стали проникать товарно-денежные отношения, расширились торгово-эконом. связи, появились промышленные рабочие, кадровые военные, нац. интеллигенция, купечество. В 1921 г. А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 г. — Республика Дагестан).

Традиц. занятия — пашенное земледелие и скотоводство. В горных и предгорных р-нах земледелие сочеталось со скотоводством, преобладал крупный рогатый скот, в высокогорной зоне ведущая роль принадлежала скотоводству-овцеводству. Археолог. материал свидетельствует о древности происхождения производящего земледельческо-скотоводческого хоз-ва (VI—V тыс. до н.э.). Создавали террасные поля на склонах: с межевыми откосами, укрепленные каменными стенками на сухой кладке; на крутых склонах — узкие поля на высоких подпорных стенках. Культура террасного земледелия достигла высочайшего уровня. «Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в Дагестане» (Н.И. Вавилов). Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, фасоль, тыкву, овощи), применяли паровую и плодосменную систему повышения плодородия почвы, удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита сис-
тема орошения (каналы, желоба, деревянные коле-са-самокачки). Орудия труда: деревянный плуг с железным сошником (наральником), кирка, мотыга, серп, малая коса, двухсторонняя горская коса, лопата, вилы, грабли, молотильные доски; в садоводческих р-нах (горные долины) пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень (6yria), рожь, овес, просо, бобовые, тыкву, позднее кукурузу, картофель. Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах, крупу делали на ручных жерновах. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством, многие сорта фруктов и винограда были эндемичными. Выращивали абрикосы, персики, сливу, алычу, черешню, яблоки, груши. Практиковалось домашнее сушение фруктов, изготовление вин (кипяченных и некипяченных).

Важной отраслью хоз-ва у А. было животноводство. Одомашнивание коз и овец произошло около 8 тыс. лет назад, была выведена неприхотливая и выносливая порода крупного рогатого скота, лошадей, овец. Преобладало внимание к крупному рогатому скоту, связанного с пашенным земледелием. С XVI в., с географ, разделением труда, овцеводство развивается как товарная отрасль — разводятся грубошерстные породы: аварская, андийская, гуниб-ская. По природно-географическим зонам формы скотоводства имели свои особенности: в высокогорной зоне преобладала отгонная форма, в горной — стойлово-выгонная в сочетании с отгонной (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонная.

В хоз-ве для перевозки грузов широко применяли ослов. Подсобными были занятия охотой (на диких козлов, серну, туров, зайцев, куропаток) и пчеловодством (в ульях, сплетенных из хвороста и обмазанных глиной). У А. существовал подробно разработанный с.-х. календарь, который регламентировал сроки и последовательность всех работ. С ним связаны различные праздники и обряды, пословицы и поговорки, космогон. представления.

А. занимались домашними промыслами и ремеслом: женские — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; мужские — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, оружейное, ювелирное дело, чеканка по меди, изготовление деревянной утвари. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натур, полудрагоц. камней, цветного стекла. Традиц. мотивы орнамента: стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетенка.

Совр. занятия А. развиваются на основе традиц. форм. Усиливается зональная специализация, нижнее предгорье, как и равнина, с поливными землями и механизированным трудом, стало зоной пр-ва зерна, виноградарства и овощеводства, стойлового содержания мясо-молочного скота. В горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, преобладает мясо-шерстное животноводческое направление с отгоном на летние и зимние пастбища и кутанное хозяйство на равнине. Хоз. деятельность стала многоотраслевой, в ряде районов открываются (на базе центров кустарных промыслов) художеств. комбинаты, строятся фруктово-консервные заводы. В последнее время хоз-во А. переживает характерные для всей России процессы эконом, упадка, а иногда и полного развала.

Поселения А. разнообразны по внешнему виду, размерам, месту расположения, времени образования. В высокогорье поселения небольшие (30-50 домов), по возможности вблизи речек, в горах — как довольно крупные (300-500 домов) — на склонах, так и средних размеров (100-150 домов) — на вершинах хребтов, скальных уступах, крутых склонах (в труднодоступных местах). Все они ориентированы на юг. Планировка скученная, дома тесно прижимаются друг к другу, образуя сплошную стенку вдоль узких, кривых улиц, часто крытых и напоминающих туннель. Такая планировка усиливала обороноспособность поселения. Многие селения укреплялись боевыми башнями, а на окрестных высотах строили сигнальные башни. Новые кварталы на ровных окраинах (с к. XIX в.) менее скученные. Обществ, центром была площадь для народных собраний (схода), на которой стояла и мечеть. Крупные селения делились на кварталы, которые в прошлом занимали отдельные тухумы. К XIX в. потухумное расселение нарушается, и большей частью кварталы становятся территор. единицами. Селения, расположенные на склонах имеют ступенчато-террасообразную форму, на вершинах холмов, уступах, излучине — кучеобразную, на ровных местах — горизонтальную, переселенческие поселения на равнине, построенные по стандартным проектам — горизонтальную, улично-квартальную. При переносе на новое место, перестройке, расширении поселений практикуется свободная планировка с расчетом подхода к дому автомобиля.

Традиц. жилище А. представлено разнообразными типами и формами: одно-, двух- и трехэтажные каменные дома с плоской земляной крышей, четырех-, пятиэтажные башнеобразные дома с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хоз. помещения размещались на нижних этажах, рядом с домом, выносились вне селения в отдельные кварталы. В предгорной зоне жилые и хоз. постройки располагались внутри небольшой усадьбы. Жизнь семьи проходила в одной комнате, в Ц. Аварии она была больших размеров (80-100 м2) с деревянным хранилищем (цагур) навею стену и по-
крытым очагом в центре. В конструкцию хранилища входил орнаментированный глубокой резьбой опорный столб. Очаг и столб играли культовую роль, олицетворяя семью, ее благополучие, идеолог, единство родств. группы. Одно помещение с камином, обставленное нарядно, предназначалось для проведения торжеств и приема гостей. Хлебопекарные устройства сооружались в специальных помещениях коллективного пользования. В к. XIX в. появились дома из тесаного камня, с широкими окнами и деревянными полами, верандой по фасаду, двускатной крышей с железным покрытием. Жилище украшали резными камнями: петроглифами, розетками, тимпанами, кольцами, жгутообразным бордюром, художеств, кладкой. Совр. жилище одноэтажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застекленной террасой, интерьером, близким к городским квартирам, обставлено, фабричной мебелью.

Традиц. мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет (гужгат), черкеска (чуха). Головной убор — папаха, редко войлочная шляпа. Зимой носили овчинные шубы (накидка с большим откидным воротником без рукавов, с длинными ложными рукавами, приталенные с вшивными рукавами), бурку. На ногах носили вязаные носки, чарыки из сыромятной кожи, чувяки с ноговицами, сафьяновые, войлочные, шерстяные (вязаные) сапоги. В костюм входил кожаный ремень. Женская одежда состояла из штанов, рубахи, платья-рубахи, длинного распашного платья с двойными рукавами (хабалай). Зимой носили меховые шубы, покроем похожие на мужские, наплечные накидки. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки и войлочные сапоги. Женские вязаные носки и сапоги отличались от мужских высотой голенищ, цветом и характером орнамента. Головные уборы различались по обществам. На волосы одевали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), сверху покрывало носили так, чтобы видна была надлобная часть чохто, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, ажурными бляшками, кольцами на висках. Украшения — бусы, серебряные цепочки, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты, кольца. Совр. одежда в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, папахи из каракуля, вязаные носки, чувяки, чохто простого мешкообразного покроя.

Традиц. питание основывалось на мучных изделиях и мясо-молочных продуктах. Распространенным блюдом был хинкал (несколько видов и из разной муки), подаваемый с вареным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой. Готовили каши из муки, супы из бобовых, вареники с различной начинкой (мясо, творог, травы). Варили зерна пшеницы и кукурузы с фасолью в разных сочетаниях, заправляли жиром. Пекли хлеб на закваске и пресный, блины на сыворотке, пироги (чуду) с различными начинками. Мясо употребляли в свежем виде и сушеное, особенно ценилась сушеная колбаса. Важное место в пище занимали молоко, масло, творог. Слабоалкогольный напиток (niaria) готовили из солода и толокна (из голозерного ячменя), в горных долинах — виноградное вино. В совр. питании при сохранении традиц. основы появились закуски, соленья, варенья, чай, макаронные изделия, борщ, соусы, плов, голубцы, картофельные блюда.

Традиц. форма семьи — малая (родители и дети). Женатого сына выделяли в отдельное хозяйство. Придерживались эндогамии (родственная, внутри-тухумная, сельская). Выход за пределы аула осуждался. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хоз. и семейных дел. Основная форма брака — сговор. Похищение и уход были редким явлением. Брачный возраст для девушек 16-18 лет, для юношей 18-20. Встречалось люлечное обручение. После религиозного обряда бракосочетания молодые считались мужем и женой. Калыма не было. Свадьба и свадебные обычаи различались по обществам и по селениям. Среди множества действий и обрядов особым весельем и магическим смыслом, смеховыми и театрализованными сценами, состязанием в остроумии сторон отличалась процессия перехода невесты в дом жениха. Невеста шла с закрытым лицом, в сопровождении родственниц и подруг, молодые парни перегораживали им дорогу, требуя выкуп. Танцевали и пели. Свадьба шла в доме жениха. Обычая избегания не придерживались. Существовал обряд первого выхода молодой в сопровождении родственниц к источнику (на 3—5 день), после чего она включалась в хоз.-бытовую жизнь новой семьи. В семье любили детей. Счет родства патрилинейный, внут-ритухумные связи строго соблюдались, но такой счет существовал и по материнской линии, однако он не обозначался в офиц. системе родства.

В духовной жизни большое место занимали праздники и обряды, игры. Один из любимых и древних праздников оцбай — запряжение быка — день первой борозды, открывавший цикл хоз.-полевых работ (новый хозяйственный год). Он включал ритуальную вспашку (две-три борозды), магические действия, направленные на обеспечение хорошего урожая, коллективное угощение и моление, развлекательные сцены, различные игры, спортивные состязания.

А. в X—XII вв. восприняли арабо-мусульманскую культуру, которая получила развитие на местной основе. Сохранились эпиграф, надписи, относящиеся к XI—XII вв. В XIII—XIV вв. были распро-
странены книги научного, богословского, философского содержания. Появились ученые-А.: Мухаммед из Кудутля, Махад из Чоха, Абдурахман из Со-гратля, Дибиркади из Хунзаха и др. — работы которых пользовались большой известностью.

У А. был развит фольклор: исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни — колыбельные, лирические, героические («О разгроме Надиршаха», «Ахульго», «Хочбар» и др.), исполнявшиеся под музыку и без музыки. Музыкальные инструменты: чагьана (смычковый), чагур, т1амур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Разнообразны танцы: быстрые (гюдоб), медленные (xiepeH), мужские, женские, коллективные. Любимы были поэты-певцы Алигаджи из Инхо, Та-жудин Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо. Широкой популярностью пользуются произведения Г. Цадасы, Р. Гамзатова, Фазу Алиевой. Халимбек Мусаев — известный художник в Европе и на Востоке, деятель мировой культуры.

Обществ, быт регулировался адатами. Нормой поведения было уважение своих традиций, строгое соблюдение адатов, этикета, уважение старших. Принуждающей силой выступало общественное мнение. Правовые же нормы обеспечивались и силой принуждения (изгнание из общины). Строго соблюдались нормы обществ, поведения, обычаи взаимопомощи, гостеприимства, важную роль в регулировании взаимоотношений людей в общине играл обычай кровной мести. Свободное время мужчины посвящали общению на годекане, подвижным и настольным играм (типа шашек, шахмат), военно-спортивным занятиям (борьбе, бегу, метанию камня). Существовали мужские союзы (дома), которые были школой духовного и физического воспитания юношей. Женщины в свободное время собирались «у огня», выполняли мелкие работы, рассказывали рассказы, пели песни, играли в игры. В наше время 43% А. живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналов, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и техники.

Лит.: Мат. культура аварцев. Махачкала, 1967; История Дагестана: В 4т. Т. 1. М., 1967; Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993; Исламмагомедов А.И. Аварцы // Народы Дагестана. М., 2004. С. 115-147.

А.И. Исламмагомедов (Махачкала)скачать dle 12.0

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив