И. Бларамберг писал об этой особенности куначества следующее: «Это странная манера оказывать помощь своему кунаку за счет кого-либо третьего бытует среди всех народов Кавказа с самых отдаленных времен и лежит в основе их политических взаимоотношений». В данном случае мы наблюдаем взаимодействие нескольких традиционных институтов: взаимопомощи, куначества, гостеприимства и наездничества.
В старину, как свидетельствуют фольклорные данные, был даже особого рода вид гостей «хьэщ1эгъуак1уэ» - «гость с просьбой». Как повествуют предания, люди часто приходили, особенно к князьям, с просьбой в каком-либо имуществе. Кто бы ни был такой гость, считалось большим позором не удовлетворить его, при этом это мог быть совершенно незнакомый человек.
В таких случаях, при нехватке личных средств, хозяин мог прибегнуть к помощи своих друзей и знакомых. Но если и этих средств не хватало, он отправлялся в набег, с тем чтобы добыть необходимое. Все это время гость должен был находиться дома (в кунацкой), дожидаясь его возвращения.
Как сообщает К. Атажукин, была и другая категория гостей, именуемых «секретными». «Так называются гости,— писал он, - приезжающие сделать наезд с хозяином или получить что-либо воровское; потому они не показываются никому, кроме хозяина, и скрываются где-нибудь в лесу, куда им хозяин доставляет нужную провизию».
Для таких гостей, пребывание которых следовало скрывать, в старину строили особую малую кунацкую, а также специальные конюшни, где держали их лошадей и где, по словам А. Г. Кешева, «обыкновенно запрятывалось все, что не терпит людского взора».
В данном случае перед нами одно из проявлений обычая взаимопомощи. «У черкесов,- писал Ш. Ногмов,- помогать бедным поставлялось всем в священную обязанность. Просить помощи у соседа или у незнакомого не почиталось пороком». Наездничество, сопровождавшееся захватом чужого имущества и последующим его перераспределением, было в данном случае одним из механизмов реализации обычая взаимопомощи. Сами адыги рассматривали это как простой взаимообмен материальных средств в обществе. При этом эти ценности, как правило, были адресованы тем, кто в них в данный момент больше нуждался.
Также было принято одаривать гостей, приехавших впервые, с целью заведения знакомства. При этом, чем выше был статус гостя, тем богаче надо было его одарить. В этом случае, с тем чтобы приготовить необходимое количество даров, состоявших обычно в лошадях, скоте и пленных, хозяин часто отправлялся в набег.
Само заключение искусственного родства или дружбы обычно сопровождалось совершением совместного набега. Предложение к своим новым друзьям совершить вместе, как выражались черкесы, «одну дальнюю дорогу», было связано с тем, что, по их мнению, это было лучшим средством испытать дружбу, а вместе с тем и укрепить ее .