Наиболее ранние сведения о Пшишане имеются у Л.Я. Люлье и Е. Шиллинга. Перечисляя адыгские домашние божества, наряду с другими двумя божествами (Тхагалейк и Тгакафешу), Л.Я. Люлье и Е. Шиллинг первым называют Пшишану. Оба автора отметили, что празднество в честь этих божеств называется Джегуне-тха, т.е. праздник очага. Б.Ан квалифицировал Пшишану как покровителя коров, однако других сведений об этом божестве он не дал.
Как нам кажется, место Пшишианы среди других языческих богов наиболее верно определил Л.И. Лавров, он же правильно указал функцию этого божества и его связь с абхазским божеством лошадей Ачышьашьана. Касаясь этого вопроса, Л.И. Лавров писал, что у адыгов было несколько богов - покровителей скотоводства, из них остались известными Пшишана и Емыш, или (у кабардинцев) Амыш. Исходя из материалов, собранных самим ученым в Шапсугии, Пшишану он квалифицировал как покровителя коров. Л.И. Лавровым впервые было отмечено, что «название Пшишашан является разновидностью имени абхазского божества - покровителя коневодства Ашашана» [9: 282]. Здесь совершенно очевидно, что имеется в виду Ачышьашьан. По всей вероятности, по ошибке или по вине издателей искаженно воспроизведено это имя как Ашашана, тогда как такого божества абхазская мифология не знает. Здесь же у Л.И. Лаврова отмечается, что «Ахын считается покровителем скотоводства вообще, и, в частности, крупного рогатого скота, Пшишан - только рогатого скота, и, может быть, лошадей, а Емыш - Амыш - овец и коз. Ахына можно сопоставить с абхазским Айтаром, Пшишана с абхазским Жвабраном, а Емыша с осетинским Фальваром и абхазским Джабраном».
Если эти мысли ученого верны (по-видимому, так оно и есть), тогда не приходится сомневаться в том, что абхазское Ачышьашьана и адыгское Пшишан проявляют сходства не только по названиям, но и функционально.