Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов
Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов 23:22 Четверг 0 2 932
7-06-2018, 23:22

Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов


Орехи служили материалом для приготовления ряда специфических предметов. Для скачек, которые в процессе свадебных торжеств проходили неоднократно, у кабардинцев изготавливались ореховая рубашка («де джанэ»), ореховая шапка («дэ пыIэ»), ореховые путы («дэ лъахъэ»), ореховая палка («дэ баш»), ореховая плеть (дэ щIопщ»). Победители получали призы в определенной очередности, начиная с захватившего первенство: шапку, рубашку, путы, плеть, палку.5 Состязание за шапку, «сплетенную из тоненьких прутьев и обвешанную орехами», было главным моментом скачек и вызывало «особенный восторг».6 Шапку использовали в ритуале посещения жениха в промежуточном доме во время обряда «скрывания жениха», когда ее подвешивали в дверном проеме так, что ее нельзя было не коснуться любому входящему, что было причиной штрафа, но и отчасти выглядело как его унижение.7

Относительно западных адыгов (адыгейцев) главными предметами, сделанными из орехов, называют ореховый кнут («дэжъые къамыщ»), ореховый флаг («дэжъые быракъ»).8 Ореховые предметы для свадебных скачек у всех адыг-ских этнографических групп готовили родственники жениха.

По описанию свадьбы у черноморских шапсугов в 1930-х гг. всадники требовали от устроителя свадьбы флажки, изготовленные из фундука. «Получив в конце концов требуемое, всадники, отъехав в сторону, устраивали невдалеке состязания, нечто вроде эстафеты, где призами служат эти предметы».9 Вряд ли после состязания ореховые флажки сохранялись, надо полагать, что их делали не в единственном числе. На финальных скачках (после совершения обряда «примирения жениха с родными»), когда состязания шли за предметы, уже имевшие не символическую, а реальную ценность, флажки использовались для подачи сигналов.10

Состязание в борьбе за ореховый флаг («быракъзэтех»), сделанный из зеленых орехов-фундука, имело в том числе и смысл присвоения-создания изобилия. Целью состязания было принести флаг в место, определенное судьями, и победителем считался тот, кто выполнял задание, соперничая с другими всадниками.11

Скачки проводились в погоне не только за ореховым знаменем, гораздо чаще знамя (флажок) было сделано из куска красного ситца. По сведениям Дж. Лонгворта (1839), призом в состязании, согласно правилам, должен был быть предмет девичьего рукоделия, но по необходимости изящное изделие заменялось тряпичным флагом. Тот, кто оказывался обладателем ткани, считался победителем и хранил ее.12 Известно, что «борьба продолжается до тех пор, пока от знамени не оставалось ни клочка, и схвативший его видит, что в его руках находится только древко».13 Предназначенный для разрывания тряпичный флажок, очевидно, следует отличать от того знамени, под которым двигались процессии с невестой или с партией жениха.14 За этот флаг тоже шло состязание, но несущие флаг должны были обязательно его сохранить. Можно усмотреть уподобление флага из ткани и орехового жезла-знамени: тряпичное знамя разрывается на лоскуты, ореховое изначально уже состоит из множества элементов.

Отметим свойства орехов, входящих в образованные ими комплексы. Во-первых, они являются частью предметов, использовавшихся в обрядово-праздничной деятельности. Во время праздников все эти предметы разрушались, ореховые композиции не предназначались для длительного существования или долгого хранения. Во-вторых, из орехов изготовлялись такие симулякры, как шапочка, рубашка, плеть, т. е. налицо имитативная функция предметов, собранных из орехов. И, в-третьих, каждый отдельный орешек представляет собой идеальный исходный элемент для сборки сложных композиций. Несомненно, условием легкого получения исходного материала было обилие дикорастущей лещины в местных лесах и фундука в садах. Но при изобилии орехов обращает на себя внимание тот факт, что в период расцвета торговли Черкесии в XVIII в. в страну ввозилось «много грецких и лещинных орехов».15 Ввоз грецких орехов оправдан поздней культивацией этого растения в адыгских районах, но ввоз лещины мог быть оправдан только большой в ней потребностью.

Ореховая палка «дэ баш» (по-кабардински) или «дэжъые бэщ» (по-адыгейски) именовалась еще «хьатыекIо бэщ» - палка хатияко, распорядителя торжеств, на свадьбе его распознавали по этому предмету. В данном случае присутствие орехов - функциональный определитель свадебной ореховой палки. Сама же палка представляет собой жезл, как «къоджэ бэщ» (адыгейск. - сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний; палка «удж бэщ» - жезл распорядителя танца, почетного старика, к тому же и гостя, «посланника бога», палка «шъхьагъырыт бэщ» - посох организатора застолья, или палка, обозначавшая лиц, назначенных в помощь суду.

БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ИСТОЧНИК ВОССТАНОВЛЕНИЯ АРХАИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ СЧЕТА ВРЕМЕНИ
В.А. Дмитриев.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории 11:02 Среда 0 6 149 В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора по программе Модернизации организаций подведомственных Министерству культуры
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 5 419 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" 09:48 Среда 0 5 073 В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" Росдетцентр объявил о сборе рисунков. Самые яркие и интересные работы будут опубликованы в журнале в рубрике "Орлята России". Рисунки должны отображать ценности одного из треков: " Орленок- Эрудит",
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 3 125 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 2 174 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 722 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 695 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 769 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 2 186 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и