Милия Алексеевича Балакирева: Восточная фантазия «Исламей» » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Милия Алексеевича Балакирева: Восточная фантазия «Исламей»
Милия Алексеевича Балакирева: Восточная фантазия «Исламей» 12:08 Вторник 0 2 107
12-06-2018, 12:08

Милия Алексеевича Балакирева: Восточная фантазия «Исламей»



Восточная фантазия «Исламей» по праву считается лучшим из фортепианных произведений замечательного русского композитора Милия Алексеевича Балакирева (1837—1910). Сочинение написано им в 1869 году и озаглавлено по названию кабардинского народного танца (разновидность лезгинки). Основу музыкального материала составляют две темы: дикая мужская пляска, подражающая звучанию народных щипковых инструментов, и певучая «женственная» часть. Благодаря пропаганде выдающегося венгерского пианиста и композитора Ференца Листа произведение почти сразу получило широкую известность в России и за рубежом.

Композиторы «Могучей кучки» - кружка, сформировавшегося вокруг Милия Алексеевича Балакирева - взяли курс на создание академической музыки, имеющей русскую национальную основу. Однако русский музыкальный фольклор был для них главной, но не единственной сферой интересов. Следуя традициям, заложенным Михаилом Ивановичем Глинкой, кучкисты использовали в своих произведениях интонации и образы Востока: «В Средней Азии» Александра Порфирьевича Бородина. «Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова, и даже в «Хованщине» Модеста Петровича Мусоргского, сюжет которой, казалось бы, располагает к этому менее всего, появляется «Пляска персидок». Восток в творениях кучкистов остается пленительным и манящим, даже когда его представляют персонажи-антагонисты (половцы в «Князе Игоре». Шемаханская царица в «Золотом петушке») - такова его привлекательность. Отдал дань увлечению Востоком и основатель «Могучей кучки». Если одним из лучших его симфонических произведений стала поэма «Тамара», то высшей точкой фортепианного творчества следует признать восточную фантазию «Исламей».

Балакирев трижды побывал на Кавказе - в 1862 г., 1863 г. и 1869 г. Разумеется, его интересовал музыкальный фольклор кавказских народов. В этом ему очень помог некий местный князь, с которым композитор общался во время последней поездки. Этот человек умел играть на народном инструменте (названия его Балакирев не сообщает, но отмечает его сходство со скрипкой) и познакомил Милия Алексеевича со множеством местных народных мелодий. Одна из них привлекла особое внимание Балакирева, работавшего в то время над симфонической поэмой «Тамара», и композитор обработал ее для фортепиано. То была кабардинская танцевальная мелодия - разновидность лезгинки, известная под названием «Исламей».

К записанной на Кавказе народной плясовой мелодии Балакирев вернулся, будучи в Москве. В поэму «Тамара» она не вошла, но стала основой самостоятельного произведения - не симфонического, а фортепианного. В ту пору композитор достаточно близко общался с Николаем Григорьевичем Рубинштейном - блестящим пианистом-виртуозом, и при создании своей «восточной фантазии» во многом ориентировался на исполнительские возможности этого музыканта, и это обусловило исключительную виртуозность и пианистическую сложность произведения.

Летом 1869 г. замысел фортепианной фантазии сложился окончательно. Балакирев нашел вторую тему, избрав в качестве таковой любовно-лирическую народную песню крымских татар.

К записанной на Кавказе народной плясовой мелодии Балакирев вернулся, будучи в Москве. В поэму «Тамара» она не вошла, но стала основой самостоятельного произведения - не симфонического, а фортепианного. В ту пору композитор достаточно близко общался с Николаем Григорьевичем Рубинштейном - блестящим пианистом-виртуозом, и при создании своей «восточной фантазии» во многом ориентировался на исполнительские возможности этого музыканта, и это обусловило исключительную виртуозность и пианистическую сложность произведения.

Летом 1869 г. замысел фортепианной фантазии сложился окончательно. Балакирев нашел вторую тему, избрав в качестве таковой любовно-лирическую народную песню крымских татар.

«Исламей» - произведение блестяще виртуозное и монументальное, в духе творений Ференца Листа, однако при разработке тем композитор учитывает их отличительные особенности. Индивидуальный облик тем не только не утрачивается, но и выявляется очень рельефно. В смешанной форме фантазии сочетаются черты сонатности, трехчастности и двойных вариаций (в последнем можно усматривать следование традициям Глинки, заложенным в «Камаринской»: вариации на две контрастные темы - плясовую и лирическую - не располагаются попеременно, а группируются).

Первая тема - стремительный, энергичный плясовой наигрыш с упругим ритмом - при первом проведении излагается одноголосно, словно в исполнении народного инструмента. Традициям фольклорного музицирования соответствует и характер ее дальнейшего варьирования: первоначальная основа темы сохраняется. Постепенно обогащается фактура: появляются двойные ноты, присоединяются аккорды. Вариационное развитие достигает кульминации, за которым следует поэтапная модуляция, приводящая ко второй теме.

Томная и напевная вторая тема контрастирует первой не только своим характером и жанровой природой, но и фактурой - мелодию сопровождают аккорды. Контрастность тем подчеркнута и сопоставлением далеких тональностей, находящихся в малосекундовом соотношении: ре-бемоль мажор в первой теме и ре мажор в сочетании с параллельным си минором во второй. Тема имеет неквадратную структуру, а в ритмическом рисунке встречаются синкопы. В разработке энергичный ритм первой темы подчиняет себе вторую, которая утрачивает свою лиричность, вовлекаясь в стремительную пляску. В репризе она звучит, по указанию композитора, в темпе трепака (эта авторская ремарка указывает не только на темп и даже не только на характер исполнения, но и на идею сближения русского и восточного начал, что находится в полном соответствии с тенденциями творчества Глинки и кучкистов).

«Исламей» - монументальная «картина», написанная широкими мазками. В фантазии множество эффектных пианистических приемов - октавное и аккордовое изложение, пассажи, перебрасывание рук. Это произведение очень ценил Ференц Лист, очевидно, чувствовавший близость творения Балакирева к своему собственному творчеству, пианист охотно исполнял восточную фантазию и нередко давал своим ученикам. «Исламей» и сегодня занимает достойное место в репертуаре пианистов.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории 11:02 Среда 0 5 753 В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора по программе Модернизации организаций подведомственных Министерству культуры
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 5 359 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" 09:48 Среда 0 5 023 В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" Росдетцентр объявил о сборе рисунков. Самые яркие и интересные работы будут опубликованы в журнале в рубрике "Орлята России". Рисунки должны отображать ценности одного из треков: " Орленок- Эрудит",
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 3 119 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 2 168 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 716 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 689 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 762 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 2 180 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и