Древние легенды и предания, которые сохранились в памяти народа, дают возможность проследить за формированием и развитием образа жизни и национального характера, за становлением религиозного сознания. Существовавшие в эпоху язычества культы огня, очага, деревьев, рощ и мн. др. прочно вошли в традиционную культуру черкесского народа. Предметы, образы, которые играли в их повседневной жизни немаловажную роль и отличающиеся от подобных себе, становились для них священными и они поклонялись им.
Человек считал себя неотрывным от природы, представлял себя в физическом единстве со всеми ее элементами, что нашло свое отражение в нартском эпосе. Приведем отрывок из него:
Жыгыжь, зыкъэбухъуэнщ1тэм Жыгыжьурэ къуабэ-бжьабэ, Жыгыжьурэ къуабэ-шэщ1,
Тхьэщэщ1ри зи к1ыхьагъ,
Тхьэмыщк1эм урибэныпхъэт,
Ди дежк1э узэраныншэт.
Сыногъынути - махуэр мак1уэ, Сынобжынути - усф1эк1ыхьщ. Утек1уэтрэ гъуэгу къызэпттэм,
Мы тхьэмыщк1эм сыригу1эк1уэт (Ад. 1у.).
Дерево, ты огромное, уменьшиться бы тебе, Дерево, ты ветвистое,
Дерево, ты вытянутое вверх,
Чья длина насчитывает «тхьэшДэщ» (мера длины.)
Для бедного ты материал для гроба,
Для нас ты всегда безвредно.
Поплакала бы перед тобой - день проходит, Попричитала бы перед тобой - ты высокое.
Если бы ты уступило дорогу,
Я бы пошла дальше оплакивать покойника.
(перевод Х.Хабекировой).