Эвлия Челеби побывал и у племени Болоткай [Болэтэкъу]. В то время болоткаем называли, видимо, адыгское (черкесское) племя к1эмыгуй (темиргой или кемиргой –– киммерий). Общепризнанным владетелем племени темиргой являлся князь Болотоко. Основные реки на земле этого племени, упоминаемые Челеби, следующие: Марте [Март], Пчас [Пк1ашъ], Пшиш [Пщыщ], Шагваше [Шъхьагуащэ]. Названия этих рек в неизменном виде сохранились и в наши дни. На берегу реки Шагваше находилось стойбище Базрук-бея [Бязрыкъо-пщым ипщып1]. Челеби называет Нулабук [возможно, Набэкъу]. Их было семеро братьев, из которых Эвлия Челеби упоминает лишь пять Сахдук (Сахьидэкъу), Элбуздай [Ельбыздэ], Эль Мирза [Елмырзэ], Базрук [Бязрыкъу], Бакук [Пакокъу].
Челеби пишет, что у черкесов не было денег, что они приобретали нужные товары путем обмена, и своеобразным счетом служил «бельме» [былым]. Под «бельме» подразумевали адыги количество голов мелкого или крупного скота, отдаваемое за ту или иную вещь, т.е. стоимость выплаты.
Из названии адыгских напитков у Челеби встречается «максеме» слабый напиток из проса или кукурузной крупы, [бакъсымэ], приготовленный особым образом, т.е. «буза», гёндерме [возможно, къундысыу], сильный (кислый) напиток из выдержанной сыворотки, прокипяченной в особом медном котле, с последующим добавлением жирного кипяченного молока.