О строительстве Троицкой церкви в западной части г.Майкопа на средства горожан » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » О строительстве Троицкой церкви в западной части г.Майкопа на средства горожан
О строительстве Троицкой церкви в западной части г.Майкопа на средства горожан 10:25 Четверг 0 1 047
23-08-2018, 10:25

О строительстве Троицкой церкви в западной части г.Майкопа на средства горожан


О строительстве Троицкой церкви в западной части г.Майкопа на средства горожан
Житель г.Майкопа с 1858 г. коллежский асессор Григорий Андреевич Коваленков в 1881 г. выразил желание оказать материальную помощь населению западной части города в постройке церкви. 24 февраля 1881 г. жители западной части города собрались на общественный сход для обсуждения вопроса о строительстве церкви. На сходе присутствовали 328 человек, представляющих 518 домохозяев, был приглашен также исполняющий должность Городового мещанского старосты Н. Пономаренко. Участники схода определили, что необходимость в построении новой православной церкви в западной части города имеется. Недостающие до необходимых 5 тысяч рублей решено было разложить на всех домовладельцев западной части города, «считая таковую от домов Виктора Ивановича Макарова, Степана Чугуевского, Власа Черненко, Алексея Братченкова и Василия Мелихова, поскольку придется на каждую рабочую душу, с тем, чтобы половину этой cyммы внести к 15 марта, а другую половину – к 1 сентября 1881 г., обеспечив взнос этот всем своим достоянием»1.
Выбор места под церковь решили предоставить попечителю, коллежскому асессору Коваленко, жители дворовых мест, отводящихся под церковь, обязаны были перенести свои постройки на места, указанные городской управой с получением стоимости переноса по оценке назначенных управой оценщиков. Главным попечителем и распорядителем по постройке церкви, а также казначеем всех поступающих на строительство денежных сумм сход уполномочил отставного коллежского асессора Коваленкова и в помощь ему для проведения сборов пожертвовании и окладных сумм с общества по добровольной раскладке были назначены из среды домохозяев Ефим Трутенко, Илья Корбань, Александр Лазеев и Павел Ткаченко.
Кроме этого, жители западной части города обязались доставить своими средствами камень, песок и другие строительные материалы, а также выполнить некоторые, возможные для них работы», как-то: выкопать фундаментный ров и др., сделав это до праздника Пасхи.
План церкви был выбран бывшим Майкопским городским архитектором и военным инженером из журнала «Зодчий», издававшегося Санкт-Петербургским обществом архитекторов.
Чтобы успеть до Пасхи, т.к. предстоящие летние работы е поле отвлекут большую часть добровольных помощников, а также с учетом того, что церковь предполагалось строить каменную, следовательно, кладку лучше осуществлять летом, попечитель до получения официального разрешения решился приступить к заготовке материалов и рытью рвов для фундамента и к кладке фундамента на отведенном месте, освидетельствованное техниками городской управы.
Сообщая об этом в прошении на имя Епископа Кавказского и Екаеринодарского, Г.А.Коваленков пишет: «... Взяв на себя нравственную и материальную ответственность за правильное выполнение всего необходимого для построения предположенной церкви, рассчитываю встретить полное снисхождение за нарушение, вызванное крайними обстоятельствами, некоторых формальностей, не могущих никому причинить вреда и убытка, но поселивших в сердцах.., сладкую надежду иметь Храм молитвы и энергию для принесения трудов и должной помощи на осуществление этой надежды...»1.
19 мая 1881 г. благочинный округа протоиерей Евгений Петровский сообщает в Духовную Консисторию, что часть жителей мещанского населения западной стороны г. Майкопа решили устроить для себя особую церковь. Постройка церкви уже начата и, по отзыву рабочих, фундамент будет окончен в конце мая. Благочинный 16 мая посетил место строительства и сообщил Епископу, что Церковь от алтаря до западных дверей предположительно до 20 аршин, а шириной до 15 аршин, длина алтаря до 6 аршин, а ширина – до 7 аршин.
15 июня 1881 г. вопрос о строительстве данной церкви обсуждался в Духовной Консистории. В связи с тем, что церковь начали строить без разрешения епархиальных властей, не был представлен проект, а также с учетом того, что в городе уже имелись две церкви: одна в центре города Соборная, а другая, строящаяся, во 2-ой части города, Консистория решила немедленно просить Майкопское городское полицейское управление воспретить коллежскому асессору гр. Коваленкову постройку церкви и предупредить его, что если он будет самовольно продолжать строительные работы, то будет привлечен к законной ответственности.
8 мая 1882 г. Г. Коваленков направляет новое прошение к Епископу, прилагая к нему проект церкви, рассмотренный и утвержденный строительно-дорожным комитетом при Главноначальствующем на Кавказе и за Кавказом и предписание Кубанского областного правления от 28 апреля 1882 г., смету на строительство, технические обязательства о надзоре за постройкой и общественный приговор схода граждан. Представляя вниманию эпископа все эти документы, попечитель просил о разрешении возвести в г. Майкопе новую церковь, о благословлении проекта и разрешении освятить место и закладку церкви.
18 мая 1882 г., обсуждай этот вопрос, Консистория констатировала: епархиальное начальство 26 апреля 1882 г. дало разрешение на строительство церкви в 1-ой части города Майкопа (на восточной стороне, по ходатайству Майкопского городского голову разрешается построить Соборную церковь в центре города, теперь в городе существует 3 церкви, начатая постройкой жителями западных кварталов церковь уже четвертая и находится во 2-й части г.Майкопа. В связи со всеми этими обстоятельствами, а также из-за нeсоблюдения формальностей попечителем строящейся церкви, Консистория решила до выдачи разрешения на строительство церкви просить городскую управу сообщить, действительно ли есть необходимость в строительстве 4-ой церкви в городе, уточнить, на каком расстоянии будет находиться эта церковь от прежних построек, отведено ли управой место под строительство, какие имеются данные о месте, удобно ли оно для прихожан и пр.
15 мая 1882 г. Майкопская городская управа сообщает Консистории, что в постройке казенной церкви в 3-ей части города имеется необходимость, проектируемая церковь будет отстоять от жилых построек каждой стороной больше 20 саж., церковь будет построена на перекрестке двух улиц на месте, отведенном городской управой, на постройку Дума ассигновала часть денег, разрешив также вырубку части городского леса. Церковь должна была находиться между западной населенной частью города, расположенной на пространстве 103 тыс. кв. саженей и вмещающей в 43 кварталах до 500 семейств. По постройке в западной части данной церкви она может самостоятельно существовать, но уточнить количество прихожан в настоящее время управа не могла, т.к. было неизвестно, когда закончится строительство уже строящихся двух церквей.
12 июня 1882 г. Кавказская Духовная Консистория, выдала, наконец, разрешение на постройку церкви, выдала храмозданную грамоту с тем, чтобы постройка производилась на собственные средства горожан под наблюдением поручика Гирина, принявшего на себя обязательство наблюдать за постройкой. Епископ Кавказский и Екатеринодарский обязал благочинного Евгения Петровского один раз в полгода докладывать Консистории о ходе работ.
15 августа 1882 г. жители западной части города на своем сходе постановили просить Кавказскую Духовную Консисторию о разрешении освящать престол строящейся церкви во имя Святой Троицы.
3 октября 1882 г. благочинный 15 округа Евгений Петровский по совершении установленного богослужения сделал закладку церкви в заданной части г. Майкопа в честь и славу живоначальной Святой Троицы1.
21 ноября 1882 г. жители западной части города снова собрались на сход на место строящейся церкви для обсуждения общественно-церковных нужд и пришли к заключению, что имеющихся у них денежных средств для построения церкви недостаточно для постройки церкви в два года и решили обратиться к Епископу с просьбой разрешить сбор добровольных пожертвований на дополнительные средства на постройку церкви. По их просьбе решением Консистории от 13 июня 1883 г. была выдана сборная книжка для сбора пожертвований мещанам города Матвею Федотовичу Николенко и Семену Филипповичу Хозяинову, т.к. они «поведения хорошего, под судом и следствием не состояли и вообще люди благонадежные»1.
14 августа 1883 г. благочинный Петровский докладывает Консистории, что строительство Троицкой церкви продолжается, стены церкви к этому времени были возведены до половины окон.
Однако строительство двигалось не быстро. Через год, 17 августа 1884 г., благочинный сообщает в Консисторию, что Троицкая церковь возведена под карниз, но за недостатком средств постройка остановлена с июня 1884 г. Один из жертвователей пожертвовал на строительство церкви лошадь, которая была продана сборщиками за 44 рубля, деньги были внесены, на хранение в Александро-Невский собор, где хранились все денежные средства строящейся церкви.
28 февраля I885 г. прихожане строящейся Троицкой церкви на сходе обсуждали проблемы окончания строительства церкви. Было подсчитано, что на завершение строительства требуется не менее 5 тысяч рублей, а год выдался неурожайный, все терпят нужду, поэтому раскладочные сборы с душ не могут быть внесены. Сход решил; «…Дабы не оставить начатое благое дело постройки церкви, клонящейся уже к концу, и дабы стены не имели повреждений от атмос¬ферных явлений, ми положили единодушно просить епархиальное начальство о выдаче нам просительной книги на один год для сбора пожертвований на окончание постройки церкви и назначаем двух попечителей по постройке церкви Фому Владимировича Тесликова и Романа Гордеевича Крутого, а для сбора пожертвований избрали из среды своей двух человек Семена Филипповича Хозяинова и Дениса Гаврииловича Шевцова».
Сборная книга была выдана 30 апреля 1885 г., а 5 сентября 1885 г. благочинный сообщил в Консисторию, что строительство Tpoицкой церкви окончено снаружи, покрыта крыша и продолжаются внутренние работы.
Однако через год, 5 августа 1886 г. благочинный сообщил в Консисторию, что строительство Троицкой церкви снова приостановлено за недостатком средств у прихожан. Вновь был организован сбор пожертвований. А 23 июня 1887 г. началась внутренняя отделка Храма, в частности, штукатурные работы.
10 ноября, 1887 г. попечители по постройке Троицкой церкви представили Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому список икон иконостаса и просили разрешения на установление иконостаса.
17 апреля 1888 г. прихожане Троицкой церкви составили прошение, на имя Епископа о том, что церковь окончательно готова, иконостас заказан, обстановка внутри Храма сделана приличная, подобающая святости места, в связи с чем они просили сделать распоряжение о назначении в церковь причта для совершения' богослужений. Общество обязывалось устроить приличные дома вблизи церкви с необходимым числом комнат отдельно как для священника, так и псаломщика. А впредь до назначения отдельного причта прихожане просила Епископа разрешить отправлять богослужения в их приходе причту Александро-Невского собора.
Благочинный, поддерживая просьбу прихожан Троицкой церкви, дополняет, что к 1868 г. ??????? в городе имеются два самостоятельных прихода: один - при Александро-Невском соборе, другой - при Покровской церкви (при соборе 10 755 прихожан по исповедным росписям, при Покровской церкви - 3812 прихожан). К приходу Троицкой церкви должно было перейти из Александро-Невского собора 2653 чел. Список был составлен по дом Гришнева, по улице, идущей от кладбища к мельнице б.Мелихова по низу. При Троицком приходе предполагалось 346 домов. Благочинный предлагал следующее распределение приходов: Троицкий приход - 346 домов (2653 чел.); Александро-Невский Со-бор вместе с Благовещенской церковью и Покровской церковью – 3136 домов (21,759 чел.).
Городской голова считал, что к Троицком приходу следует причислить 550 дворов с населением 5 тыс. человек.
9 июля 1888 г. был освидетельствован новый иконостас в Троицкой церкви и иконы е нем, комиссия нашла его «совершенно приличным и во всем согласным с планом, утвержденным Епископом Ставропольским и Екатеринодарским, как по работе, так и по живописи, соответствующим духу Православной церкви» и приняла его от мастера Вичужанова.
30 октября 1882 г. Духовная Консистория временно отказала в открытии прихода при Троицкой церкви до окончательной постройки строящейся Благовещенской церкви. Но для удовлетворения христианских надобностей прихожан Троицкой церкви было указано приписать ее к Александро-Невскому собору с тем, чтобы один из священников» Собора с псаломщиком обязательно поселились около Троицкой церкви и отправляли все богослужения, а все христианские требы прихожан.
15 октября 1888г. благочинный представил рапорт о полной готовности Троицкой церкви к освящению, a 12 марта 1889 г. церковь была освящена! Вот как рассказывается об этом в рапорте протоиерея Митрофана Успенского Епископу Владимиру: «Несмотря на ненастную погоду, стечение народа, желающих помолиться в новоосвященном Храме было многочисленно... Прихожане Троицкой церкви искренне благодарны Вам за то, что в настоящую Святую Четыредесятницу будут слышать Божественную литургию в своем Храме и светлый праздник Христова Воскресения встретят радостнее, чем прежде, когда не имели своего Храма1.
11 августа 1889 г. причты церквей г.Майкопа Александро-Невского Собора и Покровской приходской церкви совместно с городской управой обсуждали вопрос о распределении приходов к имеющимся в городе 4 городским церквам и представили в духовную Консисторию (с представлением плана города) размещение границ приходов, в следующем виде:
1. Приписную Свято-Троицкую церковь в западной части выделить в самостоятельный приход, отделив его по Евдокиевскую улицу, т.е всех жителей, которые собирали склад и были все строителями этой церкви, и они же нанимают квартиры для причта. Но поскольку население бедное, а есть необходимость дальнейшего благоустройства церкви, колокольни, сторожки, то следует назначить двухсменный причт из псаломщика и священника.
2. Александро-Невская церковь, ныне соборная, останется малоприходной, т.к. в ней в дополнение к населению старого маленького городка – урочища Майкоп (наполовину населенного евреями и армянами) могут быть причислены только 10 кварталов восточного населения нового города - к западной стороне - по Базарной улице, выходящей на Сенную площадь, издавна считающие себя ее прихожанами и не участвовавшие в окладе вновь выстроенного соборного Благовещенского Храма. Поэтому при этой церкви может быть двухсоставный причт - священник и псаломщик.
3. Новая Соборная Благовещенская церковь, причт которой никаким содержанием от города не обеспечивается и при которой по существующим узаконениям обязательно иметь не менее как 5-ти членный причт при одном протоиерее, одном священнике, по сравнению с существующим уже самостоятельным прилегающим к нему с восточной стороны Покровским приходом, для уравнения этих приходов следует изменить границу Покровского прихода и причислить к первому II кварталов, назначив границей Покровского прихода вместо Старо-Лагерной Белореченскую улицу за исключением восточной лицевой стороны, которую оставить по-прежнему за Покровским приходом.
4. По числу душ и дворов оседло живущего коренного населения города поприходно будут распределены так: Троицкий – 331 двор, 2648 прихожан; Александро-Невский – 260 ? дворов, 2082 прихожанина; Благовещенский – 5540 прихожан из 411 дворов, Покровский - 345 дворов, 3002 прихожанина.
22 августа 1889 г. к Троицкой церкви был определен священник станицы Ахметовской_Симеон Леванов.
4 января 1890 года был издан указ Синода об открытии прихода с причтом из священника, дьякона и псаломщика при 'Троицкой церкви г. Майкопа.
Главная опись Свято-Троицкой церкви г. Майкопа на 1888 г.
Церковь деревянная, построена вместе с колокольней из елового леса, покрытая железом. Пространство алтаря от восточной стены до Царских врат 9 аршин, а ширина его 10 аршин. Придел для ризницы в правой стороне алтаря, длина 4,5 аршин и ширина 4,5 аршин, такая же пономарка в левой стороне алтаря. Пространство церкви от :иконостаса до притвора 15 аршин, а ширина с Крестообразием 30 аршин. Длина притвора 10 аршин и ширина 10 аршин. Окон всех 23, а дверей.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории 11:02 Среда 0 5 823 В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора по программе Модернизации организаций подведомственных Министерству культуры
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 5 372 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" 09:48 Среда 0 5 034 В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" Росдетцентр объявил о сборе рисунков. Самые яркие и интересные работы будут опубликованы в журнале в рубрике "Орлята России". Рисунки должны отображать ценности одного из треков: " Орленок- Эрудит",
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 3 120 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 2 169 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 717 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 690 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 763 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 2 181 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и