Строительство памятника Николаю Чудотворцу в Майкопе, как об этом сообщалось, изначально вызвало у части общественности Адыгеи протест, который принял форму бессрочного пикета, остановившего работы в первоначальном месте возведения монумента – в сквере Победы. Тогда же, 14 июля, администрация г. Майкопа провела круглый стол с участием инициаторов пикета – Общественных движений «Черкесский конгресс» и «Адыгэ Хасэ» других организаций, а также лидеров религиозных конфессий.
Аргументацию устроителей памятника озвучил архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон. Она сводится к тому, что монумент Николаю Чудотворцу в столице Адыгеи как часть комплекса подобных сооружений, выстроенных по границам России «от Калининграда до Чукотки», создаст «небесный щит» над всей страной. Что касается республики, то для нее польза должна будет заключаться в том, что памятник обусловит приток инвестиций в сферу экономики.
Поддержавшая строительство памятника республиканская общественная организация «Союз славян Адыгеи» считает, что каждая конфессия имеет полное право на установку религиозных символов, подобных этому. По словам ее председателя Нины Коноваловой, ни с чьей стороны, например, не было возражений против строительства мечети в Майкопе. Также, по ее мнению, никто не станет противиться и сооружению памятника пророку Магомеду. Если, правда, этого захотят сами мусульмане. «Николай Угодник, – сказала она, – защитник, а не воин, как его пытаются представить противники памятника. И, на мой взгляд, дело совсем не в памятнике, а в пробе мускулов – перед каким событием, не знаю».
По мнению протестной части общественности, приведенные аргументы невозможно признать не только убедительными, но и просто здравыми, поскольку основаны на примитивной мистике. И все это не имеет ничего общего с религиями, в том числе и с православием, в традициях которой поклонения изваяниям считается идолопоклонством, а вера в вышеназванные чудеса – мракобесием. Примером мракобесия, а также вандализма, заявили представители «Черкесского конгресса», может стать то, что в сквере Победы (где ранее устанавливался памятник) в деревья, растущие вокруг постамента, вбиты кресты нетрадиционной формы. Крест изображен шляпками гвоздей в 100 и более мм, вколоченных до основания в ствол в сантиметре друг от друга. Они, в свою очередь, объединены накрученной на шляпки проволокой. Кресты расположены на высоте человеческого роста, величина «рисунка» 10-25 см.
Фигура Святителя с распростертыми руками, по их мнению, символизирует собой крест. Другой крест – мальтийский – лежит в основании постамента и является копией ордена «За завоевание Кавказа» времен Российской империи. Если учесть то, что на въезде и выезде Майкопа, на вершинах гор в Адыгее и на побережье Черного моря тоже установлены кресты, в населенных пунктах Краснодарского края – памятники царским генералам, отличившимся особой жестокостью в Русско-Кавказской войне и т. д., то должно быть ясно, что возведение памятника Николаю Чудотворцу в Адыгее – никак не доброжелательный акт по отношению к адыгскому народу.
Не поддержана идея установки памятника муфтием Адыгеи и Краснодарского края Нурбием Емижем. Он, попросив прощения у сидящего рядом архиепископа, сказал, в частности, что любое подобное дело, вызывающее протест части общества, не может быть поддержано.
В качестве компромиссного решения на круглом столе прозвучало предложение председателя исполкома «Адыгэ Хасэ» Аскера Шхалахова: перенести памятник за ограду одного из православных храмов Майкопа.
Встреча завершена выступление главы муниципалитета города Николая Пивоварова, который отметил, что «не ожидал такой резкой реакции со стороны общественности». Он заверил собравшихся в том, что после переговоров с заказчиком – Общероссийским благотворительным фондом Святителя Николая Чудотворца – принятое решение будет вынесено на обсуждение нового круглого стола в том же составе.
Несмотря на эти заверения, строительство памятника было возобновлено в новом месте через два дня. И им стал участок земли, находящийся в федеральной собственности, которую занимает воинская часть. Таким образом, по мнению протестующих, стала еще более наглядной мысль о том, что памятник символизирует имперскую власть России над ее колониями – Адыгеей и Северным Кавказом в целом: памятник обращен ликом на восток. Символичность же была подтверждена и позднее: в основание постамента снова был заложен мальтийский крест, схожий с орденом «За завоевание Кавказа». Что касается даты проведения обещанного круглого стола, то она переносилась дважды и, в конечном счете, так и не была определена.
В течение этого времени лидеры «Черкесского конгресса искали своих сторонников. Среди их числа оказался президент Адыгеи Хазрет Совмен, о согласии которого прежде говорили устроители памятника. После встречи с представителями организации в одном из своих официальных обращений он заявил следующее: «Любая символика должна объединять, а не разъединять или сеять зерна взаимного недоверия между народами». Глава республики призвал также «все заинтересованные стороны продолжить консультации для поиска приемлемого решения вопроса в рамках тех ценностей, которые позволяют сохранять в республике прочный мир и стабильность». Нашлись сторонники и среди тех общественных объединений, которые не были приглашены на круглый стол, о котором говорилось выше. По словам активиста организации Аскера Намитокова, только он провел переговоры с лидерами компартии Адыгеи Григорием Сениным, регионального отделения Концептуальной партии «Единение» Сергеем Сергиенко, Союза рабочих Майкопа Валентином Мельниковым. Охватил он также и руководителей некоторых религиозных конфессий: Церкви «Надежда», пятидесятников, баптистов. Как выяснилось, их позиция во многом сходна – нельзя возводить памятники, которые вызывают неадекватную реакцию части населения.
Не сумев добиться проведения круглого стола, «Черкесский конгресс» провел свое «расследование». Удалось узнать, например, что теперь столичная администрация к строительству как бы не имеет отношения, хотя оно и ведется одним из его подразделений. Территориальное же управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Адыгее в лице его руководителя Светланы Тлиновой заявило в ответ на вопрос, что строительство памятника на новом месте с первого его дня ведется в нарушение закона. В связи с этим, по ее словам, днем раньше, чем это сделали представители конгресса, агентство посетил комбриг гарнизона, на чьей земле возводится памятник. Он оставил письмо, в котором просил ввести происходящее в рамки закона. По схеме, предложенной им, территория, на которой возводится памятник, должна остаться в ведении воинской части, сам памятник после завершения строительства – становится собственностью министерства обороны.
Но и в этом лидеры «Черкесского конгресса» усмотрели нарушение закона. Так, в их обращении, направленном 12 августа в адрес Тлиновой, в частности, указывается, что «возведение памятника на указанном месте целевому назначению отведения данной территории под нужды Министерства обороны РФ» не соответствует. В протестах, направленных тем же днем прокурору Адыгеи и военному прокурору Майкопского гарнизона говорится: «Полагаем, что такое строительство ведется в нарушение земельного, градостроительного и гражданского законодательства. По нашим сведениям, разрешение на установку памятника и ведение связанных с ней строительных работ в установленном законом порядке не произведено: отсутствует архитектурно-планировочное задание; законное решение о выделении земли, ее отводе, строительстве».
И еще об одном опасении адыгской общественности следует сказать в заключении. В Адыгее живут не только адыги и русские, между которыми может возникнуть противостояние. Здесь присутствуют многочисленные армянская, татарская, греческая и другие национальные общины, люди разделены и по иным, скажем, социальному признаку. Поэтому не обязательно представителям титульной нации, можно просто любым обездоленным, а также провокаторам совершить акт вандализма по отношению к памятнику, чтобы вина пала на адыгов.
P.S.
Прокуратура Адыгеи, куда «Черкесский конгресс» направил одно из своих писем, ответила, что перенаправила его в городскую прокуратуру Майкопа. Из других ведомств, как сообщает глава юридической группы организации Заур Дзеукожев, никаких известий пока нет.
Аслан Шаззо,
«Адыгея Нат Пресс»
Дополнительная информация: Татарская государственная филармония
памятники из гранита