Канун Нового года – это пора, когда человек традиционно подводит итоги. Он обращается к своим истокам, дабы лучше понять каким путём ему следует идти дальше, чтобы в новом году жизнь стала гармоничнее и благополучнее. Поэтому весьма любопытно узнать, как у адыгов издревле заведено вести счет времени. В «Адыгском календаре», который был выпущен в 1997-1998 годах, на эту тему была размещена очень интересная и содержательная статья, её автор – Министр культуры Республики Адыгея Газий Кушукович ЧЕМСО. Предлагаем вам ознакомится с этой статьей, уверены, в ней вы найдете много познавательного.
Летоисчисление у адыгов
Последние столетия адыги пользовались различными системами летоисчисления, календарями: земледельческим (народным), мусульманским «хиджра», юлианским и григорианским. Первый, безусловно, имеет более глубокие корни и отражает периодизацию явлений природы, трудовых циклов, культуру и быт народа. Например, и сегодня бытуют различные названия времен года (в переводе на русский язык): пора весенней пахоты, окота овец, окончания пахоты, сенокоса, косьбы ячменя, выпуска жеребцов (в табун), кусания мух, бычьего овода, размахивания лошадей головами, жатвы (зерновых), молотьбы, выпуска баранов-производителей (в отару), окончания периода случек овец, поднятия зяби, маленького лета (соответствует бабьему лету), вывоза сена (с поля), охоты, поворота Солнца. Некоторые из этих названий и закрепились за месяцами по юлианскому и григорианскому календарям.
Адыги, как и другие народы, времена года определяли по положению небесных тел. Как пишет известный адыгский этнограф Сафарби Мафедзев, они преимущественно пользовались созвездием «Вагоба». Свидетельством тому являются афоризмы: «Вагоба вышла из земли», «Вагоба взглянула на просо», «Вагоба вошла в крону дерева», «Вагоба вошла (обратно) в землю». Между этими циклами по 90 дней и они соответствуют началу весны (21 – 22 марта), осени (21 – 22 сентября), а весь цикл составляет 360 дней.
Использовали заимствованную систему (скорее от татар) «Джыл», которая составляет 12 лет, и каждый год носит название какого-нибудь зверя. В отличие от других восточных народов, у которых цикл начинается с года мыши, у адыгов он начинается с года паука. Ближайший год паука в 2012 году. Остальные идут в следующей последовательности: год змеи (2013), год лошади (2014), год овцы (2015), год Каабского (от слова "Кааба" – название места паломничества мусульман), червя (2016), год курицы (2017), год собаки (2018), год свиньи (2019), год мыши (2020), год коровы (2021), год барса (2022), год зайца (2023).
Адыги различали добрые и недобрые годы. К урожайным относили годы собаки, овцы и Каабского червя; неурожайными и приносящими болезни считались годы курицы и змеи. По их поверьям, войны были неизбежны в годы зайца и свиньи.
Заслуживает внимание название периода года «ЩЫЛЭ», от персидского «челле» - «сорок». Их в году два. Зимнее «Щылэ» - с 16 – 17 января по 24 – 25 февраля (самые холодные дни) и летнее «Щылэ» - с 16 – 17 июля по 24 – 25 августа (самые жаркие дни).
Крылатые выражения, характеризующие взгляд адыгов на жизнь и время:
♦ Дунаир чэзыу-чэзыу. - Жизнь поступательна (Жизнь идет своим чередом);
♦ Жак1эр фыжьы хъумэ, ш1уц1э хъужьырэп. - Поседевшая борода не почернеет;
♦ Кушъэ зыфаш1ыгъэу бэн зыфамыт1ыжьын щы1эп. - Нет человека, которому не смастерили люльку и не выроют могилу;
♦ Якъэхъук1э пстэуми зэфэдэ, ял1эжьык1э зэфэшхьафы нахь. - Все люди рождаются одинаково, но уходят из жизни по-разному;
♦ П1алъэр т1о атырэп. - Дважды не назначают срок;
♦ Бэ зыгъэш1а1ъэ нахьи, бэ зылъэгъугъ. - Лучше увидеть много, чем прожить долго;
♦ Щы1эныгъэ тфэмак1эми, щытхъур къытэрэбэк1 (нартмэ я1уагъ). - Пусть будет больше славы, чем бесславных много лет (изречение нартов);
♦ Тэ гъаш1эу зыфэдгъэуцужьырэр – илъэс т1ок1ырэ тфырэ (бэслъынэ ипщыхэу Къэнокъомэ я1уагъ). - Мы ставим перед собой цель: прожить 25 лет (изречение приписывают князьям Коноковым);
♦ «Пщы жэк1э фыжь сымылъэгъужьыгъэр» (Л1ыгъэ хэлъыгъэмэ жъы мыхъузэ зэо-банэ горэм хэк1одэн фэягъэу къырегъэк1ы (Хьатэгъущэкъо Бэчмызэпщыр л1ыжь тхьапэф хугъэу зелъэгъум, бзылъфыгъэ ц1эры1о горэм ы1огъагъ). - «Недоставало мне на склоне лет увидеть седобородого князя», - сказала известная в свое время женщина, увидев убеленного сединами князя Хатажуко Бекмурзу. Это намёк на то, что настоящий мужчина должен погибнуть в одном из сражений.
Загадка:
На одном дереве 12 веток, на каждой ветке по 30 листьев, каждый лист по одну сторону белый, по другую – черный.
Фото: картина "Детские зимние игры адыгов" Заслуженного художника Республики Адыгея Абдуллаха Берсирова
Пресс-служба Постоянного представительства Республики Адыгея при Президенте РФ
© adyga-postpredstvo.ru