В издательстве ООО "Тетраграф" вышла монография известного ученого, этнографа и фольклориста Заура Налоева "Институт джегуако". Это исследование подготавливалось автором более тридцати лет. Сам Заур Магометович в предваряющей основное содержание статье, пишет: "История этой книги длинная и грустная. В 1972 году мною была запланирована монография "Фольклор в становлении кабардинской советской литературы", тема была не только актуальная, но даже модная, но дальше первой главы я не пошел: затронув проблему джегуако, я не мог вернуться к плановому предмету, хотя сам был причастен к литературе. В секторе не одобрили такое самоволие, но, к счастью, директор В. К. Тлостанов поддержал меня, и я навсегда остался в плену у джегуако".
Далее автор монографии рассказал о том, что партократические препоны и конфликт с новым руководством института не позволяли ему долгое время полноценно заняться этой темой, и систематизировать имеющийся в его личном архиве материал. К этой работе ученый смог приступить лишь в 2007 году. Через три года кропотливой работы появилась эта книга. Она является первым фундаментальным исследованием такого значительного для понимания истории черкесов явления, как институт народных поэтов-песенников, именуемых "джегуако". Говоря о роли этих песнотворцев в жизни традиционного черкесского общества, автор приводит слова известного исследователя черкесского быта Хан-Гирея: "Не думаю, что и песни Тассо имели столь же могущественные последствия для Италии, говоря сравнительно, как старинные песни черкесов на самое позднее их потомство". О том, какое влияние могли оказать песни джегуако на общество и поведение отдельных его членов красноречиво сказал знаменитый песнотворец Сафар-Али Урусбиев "Я одним словом своим из труса делаю храбреца, защитника свободы своего народа; вора превращаю в честного человека. На мои глаза не смеет показаться мошенник; я противник всего бесчестного, нехорошего". В монографии Заур Налоев исследует истоки этого явления, проводя исторические параллели с народами Европы и Азии, рассматривает его в контексте общемировых культурных процессов. В книге большое внимание уделено также вопросам употребления джегуако тех или иных художественных образов, поэтической, музыкальной, хореографической составляющей его мастерства. Автор обращает внимание читателя на огромное влияние, которое оказали джегуако, на позднейшую черкесскую литературу и драматургию.
Монография структурно состоит из вводной части и трех разделов. Первый раздел посвящен месту джегуако в системе традиционной культуры. Во втором разделе автор рассматривает исторические условия, в которых возник этот институт. В третьем – подробно останавливается на поэтике и эволюции народных песнотворцев.
Книга может представлять интерес, как для специалистов, так и для энтузиастов истории и культуры своего народа.
Ибрагим Гукемух
© журнал "Горянка"