Шумафова Сульета Энверовна, родилась 22 июля 1985 года в г. Майкопе. Училась в СОШ №2. Поступила и закончила Ростовский Государственный Строительный Университет по специальности инженер-архитектор. После окончания университета вернулась в родной г. Майкоп, где работаю архитектором.
В 2011 году вышла замуж за Шаова Ибрагима Каплановича, доцента кафедры конституционного права юридического факультета АГУ, кандидата юридических наук. Ибрагим является одним из авторов комментария к Конституции Республики Адыгея. Также он участник международных конференций, занимается международным правом. Один из лучших преподавателей АГУ, его студенты занимают призовые места на различных конференциях.
Любовь к детям самая крепкая, самая искренняя, бесконечная и самая настоящая. Наши девочки - это два человечка за которых можно и жизнь отдать и для которых ничего не жалко. Все мои достижения – это все ради них и для них.
1 декабря 2012 года я стала членом Союза Архитекторов России. Вступление в САР происходило в г. Сочи. Могу сказать, что вступать в такую организацию в чужом городе, где тебя никто не знает довольно тяжело, но и в то же время интересно. Мероприятие происходило на кануне Олимпийских игр и большое количество сочинских архитекторов представляли свои работы, связанные с проведением такого ответственного мероприятия.
Также я участвовала в конкурсе на лучший эскизный проект по устройству стелы на границе муниципальных образований «Город Майкоп» и «Белореченский район» на федеральной автомобильной дороге Майкоп – Усть-Лабинск – Кореновск. Заняла почетное третье место.
С 1-го декабря 2014 года возглавляю службу главного художника города Майкопа.
1-го марта 2016 проходила международная выставка строительных и отделочных материалов, инженерного оборудования, строительной техники и архитектурных проектов. На этой выставке я была приглашена в качестве жюри, где мы оценивали работы различных проектных групп.
Мои родители - Роза и Энвер Шумафовы для меня являются большими авторитетами. Мой отец один из лучших строителей, с детства приучал меня к миру архитектуры. Чертежи, линейки, кальки — все это составляло мир моего детства, я очень любила рисовать. Отец является для меня большим авторитетом, поэтому будучи ребенком я мечтала учиться в том же ВУЗе, что и он. Первое время после окончания университета я хотела работать на производстве, заниматься строительством, но тогда мой отец мне сказал важные слова: любой проектировщик сможет уйти на производство и будет хорошим специалистом, а вот ни один строитель не сможет стать проектировщиком. Сейчас я это понимаю в полной мере.
Чтобы стать архитектором нужно обладать особой чувствительностью к окружающему миру, нужна острая наблюдательность, важно обладать воображением. Необходимо иметь чувство вкуса и фантазию. Когда я нахожусь в поиске я всегда говорю себе: думай не так как все, думай по другому.
Надо чувствовать конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась — это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том окружении, куда ты его погружаешь, насколько гармонично впишется проектируемый объект. Очень важно всегда выезжать на место проектирования объекта. Все это приходит только с годами. Необходимо пройти какой-то путь, накопить опыт. Кстати, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.
Многие считают, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я считаю, что не всегда хорошо рисующий человек становится архитектором. Архитектура, конечно, искусство, но не искусство рисования.
Сегодня модная тема — это экология и энергоэффективность, хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.
Все архитекторы любят свою работу, и ее есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои проекты - получаешь удовлетворение, особенно, когда это приносит пользу и радость людям. И это самое главное.
Очень важно понимать, что архитектура — это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это очень тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Довольно часто приходится работать и ночью и днем, чтобы уложиться в сроки.
Так как я являюсь начальником службы главного художника и передо мной стоит основная задача формирование единого Архитектурно-художественного облика города, в котором будет уютно жителям, город, внешний облик которого будет радовать глаз. На архитектурно-художественный облик города оказывает влияние несколько факторов.
Основной – это принятые планировочные решения на уровне Генерального плана муниципального образования «Город Майкоп», действующие градостроительные регламенты, разработанные и утвержденные проекты планировок территории. В этом плане нам повезло, Майкоп обладает самой удобной планировочной схемой с прямоугольной разбивкой кварталов.
Второй фактор, оказывающий влияние на архитектурно- художественный облик города,– это внешний вид самих зданий и сооружений, их объемно-планировочные решения.
Порой из-за обилия рекламы на фасадах зданий невозможно оценить архитектуру. Несвоевременно ремонтируются памятники архитектуры, а порой, если и ремонтируются, то с нарушениями.
Для сохранения и улучшения художественного облика города нами разрабатываются цветовые решения разверток фасадов улиц центральной части города.
Следующий фактор – это благоустройство территории. Сейчас активно ведутся работы по ремонту тротуаров с заменой асфальтового покрытия на тротуарную плитку. Это существенно улучшает архитектурный облик города.
Нами разрабатываются и согласовываются эскизы по раскладке и цветовому решению плитки. В этой части возникают отдельные проблемы. Некоторые фрагменты тротуаров уже выполнены, приходится делать переходы и увязывать иногда плохо сочетаемые вещи.
К элементам благоустройства, которые влияют на внешний вид города, также относится дизайн лавочек, урн, светильников – городской мебели.
К недостаткам по формированию городской среды можно отнести практическое отсутствие малых архитектурных форм, интересных АРТ объектов, недостаток светодиодных украшений.
Еще один фактор, влияющих на архитектурно-художественный облик города, – это размещение средств наружной рекламы, информации, а также нестационарных торговых объектов.
Мы столкнулись с тем, что нерегулируемая рыночная стихия привела к бессистемному заполнению городской среды данными объектами. Неупорядоченность рекламных конструкций, разностилевых киосков, их хаотичное размещение на центральных улицах нарушают архитектурно-пространственный ансамбль.
Для решения этой проблемы нами была разработана схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Майкопа. Данная схема упорядочила размещение некапитальных объектов, уменьшило их количество. Схема регулирует габариты, архитектурное и цветовое решение некапитальных объектов.
Разработана схема остановок общественного транспорта на территории г. Майкопа. Остановочные комплексы также приводятся к единому архитектурному стилю.
У нас есть утвержденная схема размещения рекламных конструкций, которая регламентирует внешний вид, цветовое решение, габариты и место установки каждой конструкции, что позволило существенно сократить их количество и формат на городских улицах.
Впереди у нас еще очень много работы, я хочу своим трудом улучшить внешний облик нашего любимого города и надеюсь, что наши жители это оценят. Мне очень хочется, чтобы наш город был комфортным для проживания, чтобы у нас были сделаны тротуары, дороги, было выполнено освещение улиц, подсветка зданий, красивое и грамотное озеленение. У нас недостаточно оформлены парковые зоны, мало детских площадок. Хочется установить АРТ объекты, световые фигуры, элементы ландшафта.
Вообще, профессия архитектора оставляет отпечаток в жизни человека. Появляется тяга и потребность к красоте. Причем, во всем, в одежде, во внешнем виде, в быту, в доме, в саду и т.д. ведь многие архитекторы занимаются не только архитектурными проектами, но и дизайном одежды, ювелирных изделий, посуды, мебели и многих других вещей.
Мне повезло работать с лучшими архитекторами нашего города, у каждого из них я многому научилась и учусь по сей день. Вообще, это большой подарок судьбы, когда есть у кого перенять опыт и получить знания. Мне необходимо постоянно учиться, узнавать, что то новое, иначе я стану не востребованной в своей сфере.
Кстати, профессия архитектор – преимущественно мужская. В мире среди архитекторов всего 20% составляют женщины. Из них известная архитектор Кушу Нафисет Зачериевна, которая неустанно помогает молодежи. Я являюсь её ученицей и благодарной поклонницей. А также с почтением отношусь к известному архитектору Захи Хадид – единственной женщиной, которая получила Притцкерскую премию.
Архитектура – это большое
искусство!
фотографии: Сети Ачмизовой