Почему Альберт Эйнштейн критиковал идею личностного Бога? В какого Бога он верил сам? Какие аргументы приводил?
Бог как личность
Эйнштейн в статьях и переписках всегда говорил, что идея личностного Бога, которая встречается в иудаизме, христианстве, исламе, и других религиях - абсурдна. Этот Бог - лишь идея человека, который посредством отчуждения идеалов жизни присваивает их вымышленному существу, нарекая его Богом.
Ученый не мог представить, что за пределами нашей Вселенной существует какая-то воля, какая-то цель, Бог слишком антропоморфнен, чтобы верить в него.
Эйнштейн, под влиянием психоанализа, считал, что Бог и всевозможные боги исторических религий - это сублимация сокровенных желаний человека на вымышленный образ. Это проявляется в том, что люди всегда просят Бога выполнить их желания.
Бог Эйнштейна
Альберт Эйнштейн находился под сильным влиянием знаменитого еврейского философа - Бенедикта Спинозы. Ученый в переписке с Эдвардом Бюшингом писал:
Спиноза считал, что Бог - это субстанция, а мир - часть этой субстанции. Это концепция укладывается в философию материализма и детерминизма (у всего есть причина, случайностей нет), что привлекательно для ученого-физика. Бог как таковой есть, и он раскрывается в исследовательском процессе, в простоте и изяществе настоящего.
Из письма к Мюррею Гроссу, 1947 год:
Даже накануне своей смерти Эйнштейн не отрекся от своих взглядов, и считал идею личного Бога проявлением слабости человека.
Также Эйнштейн отрицал бессмертие души, считая, что этика касается только человеческой жизни, никакого отношения с сверхчувственному она не имеет.
Ученый разделял понятие Бога и понятие морали-нравственности. И это верно, потому что не всегда религия может быть моральной, это нам доказывает и показывает история человечества.
Религиозность Эйнштейна - это восхищение тайной Вселенной, загадкой непостижимых законов. Это пантеистическое понимание, но это не греческий или римский пантеизм, это именно философско-обоснованное понимание божественности Вселенной.
Источник