Фото infpol.ru В последнее время в Бурятии вновь заговорили о необходимости газификации. Обеспечить республику газом предлагалось еще несколько лет назад, когда строился газопровод «Сила Сибири». Попробуем разобраться, насколько реализуем такой проект, и какая от него ожидается отдача.
Вопрос газификации становится всё более политическим. Сейчас его пытается поднять на знамя бурятская оппозиция. Так, 1 марта протестная общественность провела в Улан-Удэ митинг за газификацию Бурятии. Организатором выступило межрегиональное общественное движение «Священный Байкал» — природозащитное объединение, находящееся в «орбите» бурятского регионального отделения КПРФ.
Председатель МОД «Священный Байкал» Владимир Обогоев аргументирует свою позицию экологическими доводами. По его словам, в Бурятии объёмы твёрдых выбросов в атмосферу в 44 раза выше допустимых норм, и потом они попадают в Байкал вместе с водой рек. Общественник считает, что перевод котельных на газ и проведение в дома газопроводов уменьшит вредные выбросы.
Владимир Обогоев предлагает провести в Бурятию «ветку» от газопровода «Сила Сибири» вдоль линий БАМа. По его мнению, главные препятствия к газификации Бурятии – слабые лоббистские шаги в Совете Федерации сенаторов от Бурятии. Правда, на вопрос, в какую сумму обойдётся строительство трубопровода и сетей в городах республики, где взять необходимые средства, Владимир Обогоев внятно не отвечает.
По мнению бурятского политолога Алексея Комбаева, оппозиция выдаёт желаемое за действительное, многие просто «пиарятся», а серьёзно вопрос вряд ли кто-то из них изучал.
— Нужно понимать какой вид газа, какие нужны коммуникации, насколько готовы имеющиеся жилые и не жилые строения под потребление газа. «Насколько готовы жители правильно пользоваться газом, ведь нет культуры газового потребления», — говорит Алексей Комбаев.
Следует заметить, в Бурятии проблема выбросов в атмосферу действительно актуальна. Улан-Удэ регулярно в рейтинге самых «грязных» городов России. Котельные используют низкокачественный уголь, дымоочистители часто не функционируют. Массовое переселение из сельских районов породило огромное разрастание частного сектора, отапливаемого печами и кочегарками. При этом бедность вынуждает людей опять же использовать дешёвое некачественное топливо и химически вредный горючий мусор. Газификация позволила бы снизить уровень выбросов.
В 2015 по этому вопросу «Газпром» объявлял конкурс проектов с технико-экономическим обоснованием. Рассматривались два варианта проведения в Бурятию газа. Первый – от трубопровода «Сила Сибири» в Сковородино в Амурской области, через Читу. Он снабжал бы республику газом Чаяндинского месторождения в Якутии. Второй вариант – от Ковыктинского месторождения в Иркутской области, через Иркутск.
Но строительство газопровода — дело очень затратное. Так, стоимость строительства «Силы Сибири» первоначально оценивалась в 800 млрд рублей, но актуальная стоимость составила 1,1 трлн рублей. Следует иметь ввиду, что Газпром – коммерческая организация, и газификацию того или иного региона рассматривает сквозь призму прибыльности. В 2017 году потребность Бурятии в газе оценивалась в 2,8 млрд кубометров в год. Такой объём Газпром счёл недостаточным, чтобы начать обеспечение республики сетевым газом.
Остаётся возможность политического решения о поставках газа в Монголию. В этом случае можно рассмотреть вопрос, чтоб отвод газопровода для Монголии проходил по территории Бурятии.
В пользу такого проекта в 2015 году высказывался академик, ныне бывший сенатор РФ Арнольд Тулохонов. Он также предрекал эффект для экосистемы Байкала – получив российский газ, Монголия отказалась бы от проектов строительства каскада ГЭС в верховьях реки Селенга. И таким образом, исчезла бы экологическая угроза снижения уровня Байкала.
Профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» Виктор Беломестнов также поддерживает идею магистрального трубопровода в Монголию и Китай через территорию республики. Но проект всё равно потребует очень больших затрат из республиканского бюджета.
— Даже если магистраль проведут, строительство в самом регионе ответвлений до населённых пунктов, и, тем более, разводка по улицам ляжет на плечи местного бюджета. «Пока у нас средств крайне мало, да и потребителей не так много», — считает профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления Виктор Беломестнов.
При этом он согласен, что строительство трубопровода благоприятно для экологической обстановки, поскольку отопление газом уменьшит промышленные выбросы. Также частные домохозяйства смогут экономить электроэнергию.
fedpress.ru
Бывший председатель государственного комитета Бурятии по материально — техническому обеспечению Александр Пивоваров охарактеризовал идеи газификации как «пустой звук». По его мнению, организаторы митинга за газификаицю проявляют удивительную безграмотность, и сильно похожи на политических демагогов. Ведь на строительство необходимой инфраструктуры уйдут годы, и бюджет дотационной республики едва ли это потянет. Александр Пивоваров призывает людей помнить, что мы давно живём при рыночной экономике и ельцинской конституции, в Газпроме деньги считать умеют, а речи о «народном достоянии» — лишь «лицемерие для наивных простаков».
Руководитель полпредства Бурятии в Москве Антон Виноградов в соцсетях победно объявил о подписании соглашения между правительством республики и дочерним предприятием Газпрома ООО «Газпром СПГ технологии» об обеспечении республики газом. Затем сенсационный пост неожиданно был удалён. Позже выяснилось, что соглашение действительно было подписано, но там речь идёт о геологоразведочных работах поиска в Бурятии месторождений газа.
Подведём итог. Хотя газификация Бурятии смогла бы решить многие социально-экономические и экологические проблемы региона, строительство газопровода – проект очень затратный и долговременный. При этом бурятский рынок едва ли покроет все эти издержки. Разве что газификация республики станет побочным результатом проведения трубопровода в Монголию.
Но простые обыватели, недовольные невысоким уровнем жизни, всё чаще задаются вопросом: почему, при огромных поставках газа за рубеж, страна не может обеспечить им Бурятию? Не слишком вникая в объективные препятствия этому. Этим уже начинают пользоваться определённые политические силы для нагнетания протестных настроений в своих интересах.