Бердяев, думаю, самый известный русский философ. Если кто-то попросит: "Назови русских философов", то первым на ум приходит Николай Бердяев. Он был многопрофильным философом, много рассуждал о религии, Боге. При этом его религиозную философию можно с уверенностью назвать еретической. Почему?
Ересь - это учение, которое не вписывается в рамки религиозных догматов и предлагает иные ответы на вероучительные вопросы. Религиозная философия Бердяева как раз была таковой.
Он был представителем религиозного экзистенциализма. Экзистенциализм - это философия существования, философия о бытии человека. Одной из ключевых тем экзистенциализма была проблема свободы.
Николай Бердяев особенно осмыслял свободу в своих работах. Он создавал "свободную христианскую философию", которая не ограничена богословскими догматами. Своеобразное понимание свободы позволяет называть Бердяева еретиком.
Философ считал, что свобода - это непознаваемая категория, свобода предшествует всему, что есть. Без свободы ничто не может существовать. В философии это называется "приматом свободы над бытием".
Раз свобода предшествует всему, значит она предшествует Богу. Бог есть, потому что есть свобода. Свобода есть условие для бытия Бога-Творца. А после Бог уже творит мир. Зачем Бердяев говорит о примате свободы над Творцом?
Бердяев хотел решить проблему теодицеи. Теодицея - это учение, которое пытается снять противоречие между всеблагим Богом и наличием зла в мире. Если Бог всеблагой и всемогущий, то почему он не может искоренить зло?
В традиционном христианстве теодицея объясняет существование зла в мире по двум причинам: 1) человек стал падшим существом, из-за этого его природа стала несовершенной; 2) Бог не хочет ограничивать свободу человека, которая может привести как к добру, так и к злу.
Бердяев решил пойти иным путем. До Бога было Ничто, которое есть иррациональная свобода. Ничто порождает Бога, который из Ничто творит мир. Получается диалектическое развитие.
Так как Бог и свобода независимыми друг от друга, следовательно, Бог не отвечает за зло в мире. Так Бердяев обеспечивает Богу статус всеблагого, жертвуя его первоначальностью и всемогуществом. Бог властвует только над сотворенным миром, но не имеет власти над несотворенной свободой. Для Бердяева всеблагость Бога важнее, чем его всемогущество.
Бердяев утверждал, что для него православие является наиболее близкой версией раннего христианства. Но институт церкви утратил всякую связь с духом православия, с духовной энергией, которая спрятана в православии. Для раскрытия этой энергии нужен процесс. Ибо сам Бог не является чем-то постоянным, он хотел раскрыть себя в творческом акте, поэтому создал мир.
Бог создал человека, ибо нуждался в нем. С появлением человека Бог преобразовался в нечто большее. Конечно, это никак не согласуется с догматами церкви. Но Бердяев пытался преодолеть православную косность.