Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что США вместе с союзниками «полностью сокрушили» российскую экономику с помощью санкций. Прозападные эксперты в нашей стране активно поддержали этот тезис, апеллируя к происходящему росту цен, закрытию предприятий и росту курса доллара. Но если отстраниться от паники и эмоций и постараться взвешенно проанализировать возможности России: есть ли у нас резервы, чтобы справиться с беспрецедентным давлением? Приведут ли санкции к возвращению методов «военного коммунизма» с дефицитом, талонами и голодом?
Нет худа без добра
Логично, что первые лица российской власти с подобными тезисами не согласны. В частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил о словах Псаки: нет худа без добра. Он признал, что «экономика России переживает трудности», но добавил, что это одновременно является «и возможностью для развития, обновления, для достижения большей независимости, для налаживания новых производств».
Владимир Путин 16 марта на встрече с членами правительства также заявил о том, что российская экономика преодолеет все сложности, сумеет адаптироваться к новой ситуации, как и в прошлые годы.
При этом министр финансов Антон Силуанов заверил, что выплата пенсий, пособий и зарплат будет бесперебойной. А приоритет для бюджета - исполнение социальных обязательств. Министерству труда и соцзащиты поручено уделять особое внимание поддержке семей, в том числе обеспечить выплаты на детей от 8 до 16 лет для малоимущих.
Куба выстояла – выстоим и мы
Разделяют оптимистичную позицию и многие отечественные эксперты. Как заявила аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова, вопреки распространенному мнению, РФ способна на самообеспечение по «борщевому набору». И у правительства есть все инструменты. Продукты первой необходимости не подорожали в самых распространенных торговых сетях.
Доктор экономических наук Людмила Воронина, напоминает, что самые длительные санкции в истории начались в 1960-х годах, когда США запретили всем своим фирмам торговать с кубинцами. И эти санкции действуют до сих пор. При этом Куба не просто живет, но и развивается. Может похвастать целым рядом уникальных достижений – например, в сфере медицины.
Чтобы минимизировать действия санкций, считает Воронина, России необходимо «четко планировать и развивать торговые отношения со странами, которые не вступили в программу санкционного наказания: с Китаем, с Южной Кореей, Индией».
- Эти государства смогут залатать некоторые ресурсные дыры и построить вместе с нами экономику, базирующуюся на использовании совместных конкурентных преимуществ: в медицине - с Индией; в промышленности - с Китаем; в зарубежном туризме - с Латинской Америкой, - объяснила эксперт.
По ее словам, нам, в первую очередь, необходимо повышать производительность труда в областях, особо чувствительных к санкциям, и защищать свой технологический суверенитет. Особого внимания требует финансовая сфера - повышение ключевой ставки ЦБ не затормозит инфляцию.
- С 2014 года у нас выстроены все алгоритмы ответов на технологические вызовы, которые могут возникать, в том числе и из-за разрыва глобальных цепочек поставок и в результате введения санкций, - убеждена доктор наук.
Страна продолжит развитие
Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник РАН Сергей Смирнов убежден: экономика России под санкциями не рухнет, а страна продолжит своё развитие.
- На мой взгляд, ничего страшного не произойдёт. Мы по-прежнему будем иметь экономику, потому что жителям нужны продукты, одежда, транспорт. Нам нужны станки, нужны самолёты, которые будут летать. Это всё будет производиться. Импортозамещение произойдёт, - рассказал экономист.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук Николай Межевич считает, что санкции - это возможность для РФ стать независимой от западных товаров.
По мнению эксперта, «мы долгое время жили по инерции» и покупали вещи за рубежом, вместо того чтобы производить свой продукт. И сейчас необходимо развивать собственное производство.
Предпосылок к коллапсу нет
«Блокнот» попросил доктора экономических наук, профессора из Санкт-Петербурга Алексея Игоревича Балашова более подробно прокомментировать те риски, с которыми сейчас сталкивается Россия.
- Грозит ли нашей стране коллапс экономики, о котором говорит Псаки?
- Для начала стоит определиться с понятиями – что мы понимаем под экономикой? Экономика – это не только брендовые шмотки, хамон, сыр с плесенью, хайп и заработки на подписчиках в Инстаграме и ТикТоке. Вернее, это – тоже экономика, только «экономика потреб******а» (термин появившийся в отечественном социальном сленге в начале «нулевых»), в которой не самые состоятельные люди покупают в кредит айфоны по цене нескольких зарплат, оценивают человека по числу подписчиков на него в Инстаграме, а качество идей по количеству «лайков» под ними.
Эта экономика, при которой транснациональные цифровые и финансовые компании формируют потребности людей, сформировавшаяся в России за последние 30 лет за счет культурной глобализации, тотальной информатизации и деиндустриализации страны, сегодня, действительно, переживает шок.
Его свидетельством является бегство из страны части творческой интеллигенции (которая, вряд ли после этого может претендовать на роль совести нации), истерика в социальных сетях по поводу отключения от Инстаграм с бритьем головы под песню группы «Аквариум», информационные диверсии на телевидении, активированных западными хозяевами спящих агентов-журналистов.
Реальная экономика – это система организации народного хозяйства страны, обеспечивающая жизнеобеспечение граждан и развитие собственной территории. Для такой национальной экономики, предпосылок к коллапсу в России нет.
Голода, товарного дефицита, массовых сокращений на предприятиях у нас нет, финансовая и транспортная инфраструктура, все системы жизнеобеспечения функционируют, строительство жилья и реализация крупных инфраструктурных проектов в регионах продолжаются.
Да, есть рост цен, провоцируемый потребительским ажиотажем (что является нормальным явлением для любой страны, оказавшейся в похожих условиях), есть политически мотивированный уход с российского рынка ряда западных брендов, есть ограничения в работе иностранных платежных систем Visa и MasterCard, но национальная экономика страны, вопреки прогнозам западных лидеров и российских либеральных экспертов, отнюдь, не «разрушена», она продолжает функционировать.
Баланс спроса и предложения
- Вернется ли Россия к экономике СССР: с дефицитом потребительских товаров и ограниченными возможностями для личностного и профессионального роста.
- Убежден, что нет, не вернется. Экономика СССР была основана на общественной (а в реальности – государственной) форме собственности на средства производства, на нерыночном механизме принятия решения через государственные цены и народно-хозяйственный план. На прикреплении поставщиков к производителям, а производителей к государственной торговой сети. На обязательном трудоустройстве выпускников после окончания вузов и статье за «тунеядство», затруднявшей развитие «свободных профессий».
Всего этого сегодня в России нет. Доминирующая форма собственности сегодня в стране частная (от индивидуальной – на квартиру, в которой мы проживаем или сдаем в аренду, до корпоративной на сырьевые, промышленные и торгово-посреднические бизнесы), система принятия экономических решений базируется на частично регулируемых рыночных ценах и механизме спроса и предложения (повышение спроса компенсируется ростом цен, низкомаржинальный товар снимается с производства либо «вымывается» из торговой сети). Национализации производств и искусственного распределения сырья и продукции не наблюдается. Рынок труда в стране «открытый» с достаточно большой долей, находящихся «в тени» фрилансеров и возможностью трудовой эмиграции за рубеж.
Таким образом, институциональных основ для возврата к планово-дефицитной экономике в России нет. Менять основы конституционного строя – частную собственность, конкуренцию хозяйствующих субъектов, свободу предпринимательской деятельности – в Российской Федерации никто не собирается. Вопрос лишь в том, что реализация экономических прав их обладателей не должна превращаться в злоупотребление правом.
Выстрел в ногу
При этом, некоторые эксперты даже считают, что масштабные антироссийские санкции, введенные Вашингтоном против России станут «выстрелом в ногу»: повлияют на экономику самих США. В этом убежден представитель «Института Шиллера» в Нью-Йорке Ричард Блэк.
Отвечая на вопрос о том, отразятся ли санкции на американской экономике, он заявил:
- Да, это именно так. Американские граждане все последние годы боролись с обнищанием, снижением уровня жизни, исчезновением среднего класса, и в последние месяцы гиперинфляция, цены на сырье и топливо только росли. Прекращение нормальной мировой торговли, которое повлекли санкции введенные по указанию США, вызовет абсолютный хаос в американской экономике, - подчеркнул Блэк.
По его мнению, учитывая связь между западными банками и российской экономикой можно будет лицезреть «коллапс, взрыв западной финансовой системы в целом, что будет весьма чудовищным».
- Альтернатива, к которой мы призываем – это переговоры о новой экономической парадигме продуктивного сотрудничества между Востоком и Западом, между США и Европой с одной стороны и Китаем, Россией и растущими азиатскими экономиками – с другой, - указал эксперт.
Накануне Евросоюз «осчастливил» россиян новым списком ограничений из-за военной спецоперации России на Украине. В этот раз гражданам России отказано в праве есть черную икру. Любопытно, что ведущие мировые производители этого продукта – сама Россия и неприсоединившиеся к санкциям Китай и Иран.
Тем временем, импортозамещение уже начало обретать реальные контуры. Чтобы заместить иностранные сети фастфуда, ушедшие с российского рынка, московские власти выделят российским предпринимателям гранты на поддержку отечественных сетей. Для получения денег необходимо открыть новое заведение и нанять на работу сотрудников. Соответствующий документ подписал мэр Москвы Сергей Собянин.
Источник