Лили Коул и её мрачные роли
Лет пятнадцать назад я натолкнулся на один отечественный мрачный проект. Авторские куклы только-только входили в массовую моду. А создание проектов «с историей» казалось чем-то запредельным.
Я помню, что их звали «куклы-муклы» - пугающие творения отечественного (кажется) мастера, созданные для потенциальных юных коллекционерок, мыслящих себя «не такими, как весь остальной мир». Кукол было несколько. У каждой своя биография, свой характер, свои «способности». Но у всех их была общая история, в которую собственно предлагалось погрузиться обладательницам как отдельных «экземпляров», так и всей «коллекции».
Каждая из кукол мыслилась как конкретная девочка, которая оказалась в закрытом пугающем интернате для юных барышень со странностями. На припухших веках, читалась и детская непосредственность, и плохо скрытая угроза. То есть «муклы» предполагалось сделать чем-то типа нуар-барби. И как раз в это время находившийся на вершине готической популярности скандальный (по меркам тех времен) музыкант и вообще темный активист Мэрилин Мэнсон задумал сделать экранизацию сказок Льюиса Кэрролла.
Поскольку сказки этого английского математика (а вы думали, что Кэрролл - писатель?) ассоциируются исключительно с личностью «зазеркальной Алисы», то на главную роль надо было пригласить барышню в известной мере нестандартную. Тогда выбор пал на юную модель Лили Коул. Увы-увы… Фантазии об указанном фильме не было суждено сбыться. Однако мисс Коул шагнула со страниц модных журналов в мир кинематографа.
Она как раз напоминала одну из кукол, что я описывал. В ней было нечто нечеловеческое. И читалось в её кукольности не детская игривость, а нечто потустороннее. Опять же не надо забывать, что во многих мистических и обрядовых системах кукла – это «подобие человека» (от Вуду до Голема). Фарфоровая кожа и испытывающий взгляд рождали сложную гамму противоречивых эмоций. От умиления до темного испуга.
Опять же Лили Коул в силу реального жизненного опыта не раз представала в фильмах про закрытые школы для девочек. Её кино-дебют пришелся в 2007 год, когда она сыграла одного из персонажей в фильме «Одноклассницы». Хотя ярче всего её темная харизма была раскрыта в фильме «Дневник мотылька» (2011). Казалось бы, «новенькая» в школе – это повод для подростковой драмы, рассказывающей о дружбе и преданности. Однако в школьное пространство оказался перенесен самый настоящий готический роман. И пугающая внешность героини Лили Коул – отнюдь не условность.
Надо сказать, что модель зарекомендовала себя как «темная принцесса эпизода». Мы её можем «случайно» встретить в «Теореме Зеро» (2013), в «Лондонских полях» (2018), в эпизоде «Доктора кто» (2005). Почти все эти проекты либо являются нуарными, либо очень близки к мрачному мета-жанру.
Однако подлинный триумфом для Лили Коул стал фильм «Воображариум доктора Парнаса» (2009), созданный маэстро «странного нуара» Терри Гиллиамом (опять же перекличка с «Теоремой Зеро»). Этот мистико-философский нуар задается вопросом о том, какую цену надо заплатить за обладание бессмертием. И является ли это благом?
Лили Коул играет заложницу мистического пари. С одной стороны, юную девушку. С другой стороны, «куклу», ставшую призом в длящемся почти бесконечность споре. Проблема мнимого бессмертия и ожившая кукла, которая может сильно испугать, невольно вызывают в памяти классику «советской готики» фильм 1988 года «Господин оформитель»
Источник