Мы не так часто говорим о скульптуре, но предмет нашей сегодняшней статьи — история особенная.
Афродита Хвощинского – роскошный (и чего греха таить — знаменитейший) памятник античности из собрания ГМИИ имени Пушкина. Памятник, повторюсь, ну очень солидный по возрасту, так что сохранился, естественно, фрагментами: утеряны голова и руки, ноги тоже пострадали.
К реставрации (а некоторые историки с горькой усмешкой называют это реновацией) я отношусь скептически. Но это касается скорее предметно реставрационных работ исторических зданий — памятников культуры, коим принципиально оставить первоначальный вид, чего в 9 из 10 случаев не делается. Но скульптурная реставрация, тем более силами реставраторов ГМИИ (музей, которому я безоговорочно доверяю) — другой разговор.
Когда обнаженная «Афродита» попала в мастерские Пушкинского музея, состояние памятника было близким к критическому.
А именно, говоря профессиональным языком:
— эта инфляция взята с официального сайта ГМИИ, за что им большое спасибо — последовательно вели отчет о проделанной работе.
Помимо сил Пушкинского музея, были привлечены реставраторы и узкие специалисты ГосНИИР и ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря.
Справедливый вопрос: Афродита — богиня любви, статуя древнейшая, но кто в этой всей истории такой Хвощинский?! Отвечаю!
Афродита Хвощинского названа в честь одного из своих предыдущих владельцев — коллекционера В.В.Хвощинского. Колоритный был персонаж! Кстати, статую обожал, и здесь верная параллель — Афродита носит его фамилию словно жена.
В Пушкинский музей данная статуя попала в 1924 году.
Любопытный факт. Это одна из немногих античных статуй Афродиты на территории нашей страны, наделённых собственным именем. Тип скульптуры относится к Венерам Медичи.
Для желающих полюбоваться этим памятником истории и культуры такая возможность есть — восстановленная статуя находится в 4 зале Главного корпуса ГМИИ.
Ставьте лайк, если статья была вам интересна. Подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой на статью в соцсетях. Искусство ближе, чем кажется!
Источник