Роли мужчины и женщины у оленеводов на Севере распределены очень чётко: мужчины отвечают за одно, женщины — за другое. И, в общем-то, нет в этом факте ничего такого особенного, но … оказывается, что некоторых моих подписчиков (женского пола) этот факт очень даже задел.
Это лишь одна из десятков болезненных реакций моих подписчиков в Инстаграм, где я делал он-лайн сторис прямо из чума и рассказывал обо всех особенностях быта и уклада оленеводов, когда жил в их стойбище.
Действительно ли у оленеводов столь заметное гендерное неравенство: женщины пашут, а мужчины отлеживают бока на расслабоне?
Я расскажу, кто за что отвечает, а вы делайте выводы сами.
Итак, начнём с того, что у оленеводов держится на мужских плечах.
У оленеводов и правда полный патриархат без каких-либо оговорок. Традиция эта проверена временем, оленеводы не исчезли даже с наступление индустриального и технологичного века, а значит эта модель доказала свою правильность (так сказали мне сами оленеводы):
Но патриархат патриархатом, и он не означает, что мужчина ничего не делает.
Мужчина у оленеводов отвечает за благополучие, достаток и вообще возможность жить и выживать в тундре.
Иными словами, он отвечает за оленей.
Дело в том, что олени в тундре — самое главное и самое важное. Для оленеводов это и транспорт, и еда, и одежда, и «запчасти» для дома, и лекарства, и … банковская инвестиция в нашем понимании.
Без оленей в тундре семья выжить просто не сможет. Поэтому на мужчине именно эта часть, которой он, по сути, уделяет всё своё время.
В этом вопросе мужчине приходится быть умным и довольно расчётливым:
— не съесть и не продать на мясо/шкуры за год больше оленей, чем происходит естественный приплод. Ведь так можно через год-два остаться и совсем ни с чем или оказаться на грани «оленьего банкротства».
— следить, чтобы у оленей не было болезней и, не дай Бог, мора. Ведь тогда семья в прямом смысле слова не выживет в тундре и им придётся податься в город, где еще поди найди работу, учитывая, что оленеводы не владеют нужными в городе специальностями.
— грамотно составлять план каслания (кочёвок), чтобы оленям хватало пищи и летом, когда они питаются травой, и зимой, когда им приходится добывать ягель из-под снега.
— мужчина забивает оленя;
— запрягает и распрягает упряжку, пакует весь семейный скарб на нарты и готовит караван к переезду на новое место кочёвки (это делается, в зависимости от размеров стада летом — раз в 1-4 недели, зимой — раз в 2-6 недель);
— ловит рыбу, заготавливает дрова или хворост;
— ездит в факторию или ближайший город за провизией, а также чтобы продать оленину, рыбу или шкуры (функция добытчика);
— отвечает за всю технику (она в последние десятилетия все больше входит в обиход оленеводов) — генератор, снегоходы, радиостанция и т.д.
А что же у нас в семье оленеводов на женщине?
— женщина отвечает за всё, что связано с чумом, а именно
— разобрать его(!) и поставить (!) во время каслания. Да-да, все эти 40 жердей поставить в нужном порядке, скрепить вверху и покрыть чум нюками из оленьих шкур. Хотя Виктор сказал, что всегда помогает жене с чумом, т.к. это физически очень тяжелая работа, и если ставить чум вдвоём, это намного быстрее и правильнее. Но вот традиционно этим занимается женщина, и в других семьях мужчина может в этом ей и не помогать;
— топить печь, всегда поддерживая тепло в чуме.
— готовить еду
— обустраивать в чуме уют: покров из шкур и на мужской, и на своей, женской половине, полог от мошкары, место для приема пищи, где играют дети и все остальное.
— воспитание детей, конечно же! У Людмилы с Виктором, к примеру, а ж пятеро детей. Трое учатся в школе-интернате, двое — 3-летняя Таня и 6-летний Проня — еще с родителями в чуме.
— женщина у оленеводов разделывает забитого оленя: свежует тушу, снимает шкуру, и так далее;
— занимается выделкой шкур;
— шьет одежду из шкур и себе, и детям, и мужу;
— шьет нюки, которыми покрывают чум.
— все работы «во дворе», т.е. за чумом, в стойбище, тоже на ней.
Ну и, разумеется, помимо всего вышесказанного — множество мелких дел и задач, которые можно перечислять бесконечно.
Как считаете, равноценные зоны ответственности у мужчины и женщины в семье оленеводов, или всё-таки девушки-подписчицы были правы, когда выражали своё негодование распределением обязанностей?
***
Это мой очередной репортаж из большого цикла о жизни оленеводов в тундре на Ямале. Так что ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите новые публикации.
Записано и рассказано со слов живущих в тундре местных жителей, с которыми мне удалось пообщаться во время путешествий на Ямал и Таймыр.
Источник