«На реке Адагуме, в Натухае, в 1848 году состоялось Большое Собрание — Хасэшхуэ, в котором приняли участие абадзехи, шапсуги, натухажцы, убыхи. Хасэ (совещание) проходило в течение целого года с февраля 1848 по февраль 1849 года. Собравшиеся согласились между собою предоставить Народному Собранию – Хасэ власть над народом, учредить администрацию и земскую полицию». (Н.Дубровин. «Черкесы» Петербург. 1871 г.).
Впервые Народному Собранию — Хасэ предоставляется власть над народом. Это существенное новшество в практике адыгской (черкесской) государственности. И для претворения в жизнь решений Большого Собрания (Хасэшхуэ) были приняты следующие меры:
1. Признать постановления Народного Собрания — Хасэ обязательными для всех обществ и принудить силой (выделено автором) те из них, которые будут уклоняться от их исполнения.
2. Для доставления народных средств тому, чтобы постановления его уважались, образовать и передать в его распоряжение постоянное народное ополчение (полицию — М.Д.) на содержании народа (налоги — М.Д.)
3. Разделить народ на общины, каждую на 100 дворов и поручить управление общинами избранным (чиновникам — М.Д.) или старейшинам, которых обязать присягой исполнять распоряжения Народного Собрания — Хасэ и представлять отступников на его суд.
Адагумское Народное Собрание просуществовало недолго. Несвойственные адыгскому (черкесскому) менталитету принципы подорвали устои новой, нарождающейся формы государственности. Но это были уже ростки нового мышления, что выжить можно только в иных условиях при новых общественных отношениях и новом политическом укладе.
Предвидение крушения новой формы государственности было причиной того, что Большое Собрание (Хасэшхуэ) длилось в течение года. Адыги не принимали окончательного решения, если хоть один из ответственных за его принятие был против или сомневался. Заседание Адагумского Большого Собрания (Хасэшхуэ) затянулось из-за позиции князя Болотоко, сомневавшегося в приемлемости новой формы государственности для адыгского (черкесского) образа жизни и мысли. Время показало, что он был прав в своих сомнениях. Резкий переход от одной формы государственного устройства, обусловленный только политическими причинами, не смог преодолеть привычного уклада и традиционного мышления, имеющего мощную многотысячелетнюю основу.