«Если мы не будем работать над низшим, как сумеем сделать высшее».
Нико Пиросмани.
Старый Тифлис похож на веселое свадебное застолье, где все жители собрались на шумный пир. Тифлис (современный Тбилиси) - город со свойственным только ему бытом, нравами и неповторимой романтикой жизни. Многонациональный, пестрый, гостеприимный, щедрый, с ярким колоритом, он очаровывал всех, кто попадал в его атмосферу. Колорит города был неразрывно связан с многочисленными трактирами, винными погребами, духанами, которые невозможно представить без произведений народного творчества - ярких вывесок. Одним из авторов таких вывесок был никому не известный грузинский художник - скромный и добродушный человек Нико Пиросманашвили. О Пиросмани известно мало, в его бесхитростном существовании много тайн и непонятного. Пиросмани состоит из легенд и домыслов. И по сей день его имя остается одной из легенд ХХ века. Его удивительное искусство, казалось бы, простое и наивное, оставляет много вопросов. Фильм "Арабески на тему Пиросмани" Сергея Параджанова иллюстрирует личный взгляд режиссера на творчество Нико Пиросмани - художника-примитивиста, вошедшего в число лучших мастеров "наивного искусства". Режиссер-Параджанов, выросший из ребенка-Параджанова, родом из того же красочного, многоликого Тифлиса, чей образ и колорит определили мотивы творчества Пиросмани. Параджанову очень близок этот мир удивительных красок, запахов, звуков, вещей, смешений культур. Он родился в Тифлисе в семье потомственного антиквара и мир красивых вещей окружал и очаровал его с детства. В своем последнем незавершенном фильме "Исповедь" Параджанов говорит: "Я увидел мир с балкона своего детства". Это открывает завесу тайны над его творчеством, берущим начало из воспоминаний и ассоциаций детства. Живопись занимает важное место в фильмах Параджанова.
Параджанов-художник близок по духу художнику Пиросмани, несмотря на разные стили и различные изобразительные средства.
Пиросмани обладает великим даром - умением передавать красоту и глубину простых вещей, простой жизни и сакральный смысл каждодневных обрядов и обычаев. Его работы самобытные и мощные, он писал быстро и не пытался исправлять свою работу. Его называли "духанным" художником, неосознанно он превратил Тифлис в постоянно обновляемую выставку своих работ. Как и его творчество, Пиросмани был наивным и мощным одновременно, в своих картинах он умел отобразить не видимость, а суть. Он создает образы величавые и вместе с тем простодушные и трогательные. Его работы отображают сцены из повседневной жизни, служащие раскрытию глубинного осознания самобытности народа. Параджанову удалось отобразить суть художественного сознания Пиросмани и погрузить в этот мир зрителя. Кадры, сменяющие друг друга, составляют мозаику из сюжетов разных картин художника, на которых оживают пейзажи Грузии и сцены из городской жизни. Параджанов со свойственной ему любовью к фотографиям проявляет в кадре единственное, сделанное при жизни Пиросмани фото художника. Животные занимают особое место в творчестве Пиросмани. Написанные им животные не столько похожи на реальных, сколько на людей, человеческими глазами, наполненными тоской, они смотрят с картин художника, для Пиросмани они являются олицетворением чувств и характеров. Мир человеческих переживаний отражается в них естественней и позволяет художнику исповеднически проявлять свой внутренний мир и сокровенные переживания.
«Высочайше мне дозволено писать и рисовать», – говорит Параджанов. Так и Пиросмани, несмотря на все тяготы жизни, было свыше дано писать и это было смыслом его жизни. Параджанова и Пиросмани объединяет не только самобытный талант, но и трагичность судьбы. Неслучайно в фильмах Параджанова часто можно увидеть выброшенную рыбу, глотающую воздух. Именно этим кадром и заканчивается фильм о Нико...
Диана МАШЕЗОВА.