Черкесская диаспора в Турции 13:01 Суббота 0 1 651
14-04-2018, 13:01

Черкесская диаспора в Турции



На вопрос «кто мы?» представители диаспоры отвечают: черкесы, адыги, кавказцы, северокавказцы, турки, абхазы, чеченцы, осетины и т.д. Кроме того, базовые ожидания от черкесской диаспоры со стороны турецкого общества, строящиеся на тезисе о тюркском происхождении всех ее членов и доминировании исламской идентичности над этнической, предопределяют восприятие черкесов как органичной части турецкой нации. Данное исследование представляет собой попытку выявить, что предопределяет выбор той или иной идентичности и как подобный выбор осмысляется самой диаспорой.

Под влиянием, а нередко и давлением среды в черкесской диаспоре было выработано два основных похода к аутоидентификации. Первый, объединительный, развивается в русле макронационализма, т.е. собирает черкесов в единую кавказскую (северокавказскую) нацию. Согласно второму, черкесский национальный проект существует параллельно абхазскому, осетинскому, чеченскому и пр. и строится на постулате «черкес = адыг». Среди приверженцев обоих подходов развернулась ожесточенная полемика, в результате которой на рубеже ХХ-ХХI вв. появились термины с негативной коннотацией — «макрон» («макронационалист», тур. макроджу) и «микрон» («микронационалист», тур. микроджу)* . Хотя само разделение на «микронов» и «макронов» сравнительно недавнее, ему предшествовал длительный подготовительный период. Долгое время в Османской империи, а затем и Турецкой Республике главенствовал подход объединения всех му- сульман-выходцев с Кавказа под общим этнонимом «черкес».


Имперская традиция нивелировала различия между этническими группами, создавая представление о гомогенном кавказском социуме как части османского халифата. Если первые переселенцы в Турцию естественным образом сохраняли свою этническую идентичность и язык, то их детям и внукам в условиях диктата таких последовательно сменявших друг друга идеологий как панисламизм, пантюркизм и турецкий национализм сделать это было гораздо сложнее. Принудительная ассимиляция не- тюркских этносов в Турецкой Республике привела к появлению «турок с кавказскими корнями», а в среде турецких кавказцев под давлением официальной пропаганды стало закрепляться представление о тюркском происхождении всех кавказских народов. Альтернативное видение развивалось в среде оппозиционного правительству ле- вого движения, к которому примкнули многие черкесы в поисках путей сохранения своей этнической идентичности.


Их объединяли сопротивление ассимиляции, идея братства «угнетенных народов» Турции (прежде всего, черкесов и курдов) и ориентация на советский Кавказ как социалистический рай. Этих черкесов стали именовать «возвращенцами»** за стремление уехать («вернуться»). Та же группа, которая прим- кнула к турецким националистам, получила именование «объединисты»*** за приверженность идее Объединенного Кавказа и его «освобождения от русских оккупантов». Обе группы принимали расширенное толкование этнонима «черкес», однако «возвращенцы» при этом говорили о черкесских народах (в том числе, осетинcком, чечен- ском, абхазском и др.). Конфликт между двумя группами, проявившийся уже в 50-е гг. XX в., достиг пика в 70-е гг., приобретя форму вооруженных столкновений. Градус напряженности понизил военный переворот в 1980 г., после которого деятельность многих кавказских объединений в Турции оказалась под запретом. 80-е гг. стали периодом разрядки еще и по причине восстановления связей с Кавказом. Появилась возможность и для «возвращения», и для политических преобразований на Кавказе, дав приложение высокой активности кавказской диаспоры Турции.

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Адыгейский госуниверситет будет сотрудничать с ведущим вузом Иордании 22:37 Понедельник 0 1 404 Адыгейский госуниверситет будет сотрудничать с ведущим вузом Иордании В ходе визита ректора АГУ Дауда Мамия в Иорданию состоялось подписание договора о сотрудничестве Адыгейского государственного университета с университетом Аль-Исра – одним из ведущих высших учебных
Адыгская (черкесская) диаспора: факторы коллективной памяти и этнической идентификации. 11:17 Суббота 0 258 Адыгская (черкесская) диаспора: факторы коллективной памяти и этнической идентификации. Сегодня феномен адыгской (черкесской) диаспоры приобретает значение самостоятельной научной проблемы, требующей серьезного осмысления. Уровень исторического знания, достигнутый к настоящему времени
История одной семьи ливанских черкесов. The story of one family of Lebanese Circassians 14:57 Понедельник 0 1 652 История одной семьи ливанских черкесов. The story of one family of Lebanese Circassians Это видео снято мною 10 февраля 2019 года в Ливане, в селении Бэркаель, в семье известного в стране врача Абдель-Вахаба Ходера. Здесь собрались некоторые ближайшие родственники для восстановления
Ливан: вторая встреча с черкесскими детьми. Lebanon: second meeting with Circassian children 14:55 Понедельник 0 1 435 Ливан: вторая встреча с черкесскими детьми. Lebanon: second meeting with Circassian children Это видео снято мною 10 февраля 2019 года в Ливане, в селе Бэркаель, в доме известного врача Абдель-Вахаба Ходера. Перед нами дети – дочь и сын Мухаммеда Али. Абдель-Вахаб учился в Украине, Мухаммед
Ливан: вторая встреча с черкесскими детьми. Lebanon: second meeting with Circassian children 14:55 Понедельник 0 1 435 Ливан: вторая встреча с черкесскими детьми. Lebanon: second meeting with Circassian children Это видео снято мною 10 февраля 2019 года в Ливане, в селе Бэркаель, в доме известного врача Абдель-Вахаба Ходера. Перед нами дети – дочь и сын Мухаммеда Али. Абдель-Вахаб учился в Украине, Мухаммед
Знакомство с Фуадом Джаркес из Бейрута. Meet Fouad Jarkes in Beirut 14:52 Понедельник 0 1 300 Знакомство с Фуадом Джаркес из Бейрута. Meet Fouad Jarkes in Beirut Знакомство с Фуадом Джаркес, ливанским черкесом, проживающим в Бейруте, дало мне нового друга, нового брата. Благодарю Всевышнего за дары новых нескончаемых знакомств! Нас, людей доброй воли, в этом
Черкесы в Ливане: семья Фуада Джаркес. Circassians in Lebanon: the Fouad Jarkes Family 14:51 Понедельник 0 1 423 Черкесы в Ливане: семья Фуада Джаркес. Circassians in Lebanon: the Fouad Jarkes Family Я влюбился в Бейрут и потерял голову от Ливана. Ливан – красивая страна, напоминающая Абхазию. И люди здесь добрые, щедрые, гостеприимные. Здешние черкесы – патриоты абхазо-адыгского братства и
Элита черкесского народа в Иордании. Elite of the Circassian people in Jordan 14:49 Понедельник 0 1 079 Элита черкесского народа в Иордании. Elite of the Circassian people in Jordan Одна из задач, стоящих перед проектом изучения абхазо-адыгских диаспор в странах мира, ? ознакомить вас с элитой наших братских народов. Об элите черкесского зарубежья в интернете имеется всего лишь
Вопреки претензиям соседей. Сколько Беларусь заработала на «молочке», мясе и водке 00:21 Четверг 0 290 Вопреки претензиям соседей. Сколько Беларусь заработала на «молочке», мясе и водке Экспорт сельхозпродукции по итогам 2018 года вырос на 5,3%, до 5,235 млрд долларов. Поставки продовольствия проигрывают в объемах только нефтепродуктам, и то когда мировые цены на последние находятся

х